Posted 22 октября 2015, 19:59
Published 22 октября 2015, 19:59
Modified 31 марта 2024, 05:46
Updated 31 марта 2024, 05:46
МОСКВА, 22 октября. Российский энергетический гигант «Газпром» "произвел сенсацию тремя поразительными шагами", пишет в статье для Natural Gas Europe (перевод - "ТЭКноблог") эксперт по энергетическим отношениям ЕС и России Филиппос Предроу.
Сначала, отмечает профессор, холдинг объявил о строительстве «Северного потока-2». Потом он подписал несколько соглашений с международными компаниями по разведке и добыче нефти и газа. И, наконец, вдохнул новую жизнь в проект «Турецкого потока», обозначив более реалистичные цели его развития.
Данные шаги передают противоречивые сигналы европейским потребителям, и нередко автоматически интерпретируются как попытки компании обрести новые рычаги влияния на рынок, отмечает эксперт. Однако все несколько сложнее, чем хотят думать мировые аналитики.
Основой и «Северного потока-2», и «Турецкого» является потребность «Газпрома» в создании альтернативных маршрутов газовой торговли с Европой в обход Украины, продолжает Предроу. Но эти схемы идут вразрез с фундаментальными условиями существования единого рынка ЕС, а также не учитывают некоторого спада газового потребления в Европе.
В результате их выполнимость будет сомнительна, если только потребление «голубого топлива» в Евросоюзе не начнет снова расти в ближайшее время. Вместе с тем, по мнению профессора, стратегия российской госкомпании заключается в том, чтобы создать конкуренцию между обоими «потоками» и тем самым получить лучшие условия на переговорах о поставках газа с европейскими клиентами.
Тем не менее существуют две намного более значимые причины для таких действий «Газпрома», считает Предроу. Прежде всего, отмечает автор статьи, финансовое положение газового гиганта сейчас не слишком прочное. «Газпром» понес немалые потери из-за параллельного падения экспорта и цен на газ. Вдобавок западные санкции существенно повлияли на его возможности привлекать заимствованный капитал.
Поэтому Предроу считает недавние соглашения с иностранными компаниями по совместным нефтегазовым проектам признаком скорее слабости, чем силы. Проблемы с реализацией данных контрактов, не в последнюю очередь, на гигантском Штокмановском месторождении, ставят под сомнение их перспективы, по крайней мере в ближайшем будущем.
И это приводит профессора ко второй причине активности «Газпрома». Систематическое нежелание газового холдинга увеличивать производство и вкладывать капитал в новые месторождения, а также более эффективно управлять бизнесом создало почву для внутренней конкуренции.
Предроу имеет в виду, в частности, «Роснефть», которая вместе с НОВАТЭКом призывает отменить экспортную монополию «Газпрома». Эти компании организовали сильное лобби, которое пытается получить доступ к газопроводной сети монополиста. Если им удастся добиться своего, это полностью изменит как существующую газовую модель, так и правила игры на внутреннем и внешнем рынке, утверждает автор статьи.
«Газпром», по словам Предроу, оказался в ловушке своей двойной роли. С одной стороны, он должен сохранять лояльность по отношению к государству и удерживать на низком уровне внутренние цены на газ, что обходится ему весьма недешево. С другой же стороны холдингу приходится вести тяжелую борьбу за сохранение своего статуса монополиста. Это противоречие и вызывает большинство нынешних трудностей российской компании, заключает профессор.
Тем временем вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марош Шефчович заявил, что проект газопровода «Северный поток-2» имеет много противоречий. Поэтому, по его словам, Еврокомиссия ждет результатов проверки на соответствие законодательству ЕС.