Posted 5 ноября 2015,, 08:50

Published 5 ноября 2015,, 08:50

Modified 31 марта, 05:37

Updated 31 марта, 05:37

Банкротство Украины отсрочат

5 ноября 2015, 08:50
Постоянно предрекаемый Украине дефолт, видимо, не состоится и на этот раз, несмотря на отказ России реструктурировать украинские долги. Правда, Киеву удастся его избежать лишь путем новых займов и увеличения затрат на их обслуживание.

Украина планирует завершить процесс реструктуризации своих внешних долговых обязательств перед частными держателями облигаций внешнего государственного займа (ОВГЗ) к 12 ноября. Однако за его пределами остается долг России в размере 3 млрд долларов, срок погашения которого истекает через 50 дней. Выплатить эти деньги Украина не в состоянии.

Заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак уже заявил, что Россия намерена решать проблему погашения Украиной облигаций внешнего государственного займа, выкупленных РФ в декабре 2013 года, через суд. «Есть лишь два выхода из сложившейся ситуации: либо Украина 25 декабря этого года выплатит долг в полном объеме, либо – нет, и в этом случае возможно введение в действие всех санкций, предусмотренных условиями эмиссии. Поэтому Россия инициирует судебное разбирательство, подготовка к которому уже началась», – уточнил замминистра.

Несколько ранее российские представители отказались принимать участие в повторном собрании кредиторов Украины 29 октября и, соответственно, обсуждать тему отсрочки выплаты этого долга. Тем не менее, украинский Минфин сообщил, что завершит процесс реструктуризации внешнего долга страны посредством выпуска новых ОВГЗ для кредиторов, которые «имеют на это право», при этом дав понять, что Россия, разумеется, не входит в их число.

Напомним, что в 2015 год Украина вступила в состоянии фактического банкротства. Ее совокупный государственный долг превысил 69,3 млрд долларов и достиг 63% валового внутреннего продукта (ВВП). Объем ее долговых обязательств по еврооблигациям составил 17,28 млрд, а долги перед Россией и российскими банками – 4,7 млрд долларов.

При этом всего в нынешнем году Украине необходимо было выплатить по внешним долговым обязательствам сумму в размере 11 млрд долларов или 14,9% всего объема совокупного госдолга, а в течение 2016-2019 годов – еще 32,63 млрд или 47,6%. То есть, в ближайшие пять лет страна должна была выплатить 62,5% всех своих долгов или 43,63 млрд долларов. Однако, по данным Национального банка Украины (НБУ), к 1 января этого года объем золотовалютных резервов (ЗВР) страны составлял всего лишь 7,533 млрд долларов, а ее единственным потенциальным финансовым донором оставался Международный валютный фонд с заявленным объемом кредитования на уровне 10,7 млрд долларов.

Вполне очевидно, что справиться со всем объемом своих долговых обязательств в ближайшие пять лет Украина была не в состоянии, а потому 13 марта руководство Минфина начало переговоры с частными кредиторами страны о реструктуризации долгов по ОВГЗ. По словам министра финансов Украины Натальи Яресько, главной целью правительства являлась реструктуризация долговых обязательств на сумму не менее 15,3 млрд долларов.

Этот процесс не протекал гладко. Например, американская инвестиционная компания Franklin Resources Inc, владеющая 40% общего объема украинских ОВГЗ, и ряд других кредиторов, которым принадлежит еще 10% ценных бумаг этого вида, сразу же заявили о том, что они не согласны на списание основной суммы долга и что сокращение объема выплат в 2015-2018 годах на 15,3 млрд долларов слишком значительно.

Тем не менее, к 26 августа Украине удалось достичь договоренности о реструктуризации долгов по ОВГЗ на сумму 19,3 млрд долларов, предполагающей списание 20% основной суммы долга (а это 3,8 млрд), а также перенос срока выплаты оставшихся 80% (15,5 млрд) на четыре года – с 2015-2023 годов на 2019-2027 годы. При этом государству пришлось согласиться на повышение средней процентной ставки с 7,22 до 7,75%, а также на выпуск 20-летних государственных деривативов, которые должны быть распределены среди держателей облигаций пропорционально их долям в суммарном реструктуризируемом долге.

Изюминкой в условиях данной эмиссии является то, что размер платежей по госдеривативам будет зависеть от роста валового внутреннего продукта Украины: чем он будет больше, тем выше и процент. Впрочем, в 2021-2025 годах платежи по госдеривативам в любом случае не будут превышать 1% объема ВВП.

Как полагает экономический эксперт и руководитель известного на Украине проекта «Успешная страна» Андрей Блинов, несмотря на увеличение процентной ставки по ОВГЗ, условия реструктуризации являются для Украины выгодными. «Дело в том, что изначальные 7,22% – это средний показатель, который включает, в частности, и долг РФ. Если же его не учитывать, то средняя процентная ставка окажется уже 7,4%. А значит, ее повышение составило всего 0,35%», – поясняет он в комментарии "Росбалту".

Что же касается «привязки» процентной ставки по госдеривативам к темпам роста ВВП, то, по его мнению, приняв это условие, Украина, по меньшей мере, не проиграла. «Вполне очевидно, что кредиторы страны заинтересованы не только в возврате долга, но и в получении как можно более высоких процентов. А в соответствии с этим условием, уровень их доходов будет напрямую зависеть от уровня роста украинской экономики. То есть, в лице крупных частных инвестиционных фондов, Запад оказывается заинтересованным в успехе Украины», – считает Блинов

В свою очередь президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко придерживается противоположной точки зрения. «Сам факт реструктуризации долгов, к тому же предполагающей списание 20% их основной суммы, крайне негативно повлияет на имидж Украины. Пока мировая общественность о нем не забудет, никто не станет ни кредитовать страну, ни инвестировать средства в ее экономику. То есть, как минимум в течение пяти лет она просто не будет существовать для мировых финансовых институций и инвесторов. И при таких обстоятельствах о каком-либо развитии не может быть и речи», – полагает он.

Между тем, 14 октября держатели 13 из 14 выпусков суверенных и гарантированных государством ОВГЗ поддержали их реструктуризацию на собрании в Лондоне. Но согласия на эту процедуру не дала Россия, что, разумеется, поставило Украину в, мягко говоря, весьма деликатное положение. По сути, у нее действительно есть лишь два варианта: оплатить долг в срок или отстаивать свою правоту в суде.

Но, как считает Андрей Блинов, большой проблемой для Украины данная ситуация не станет. Во-первых, процедура кросс-дефолта, в результате которой – вследствие отказа страны погасить свои долговые обязательства перед РФ – все остальные ее кредиторы также могли бы потребовать мгновенной оплаты долгов, по завершении процесса реструктуризации невозможна. А значит – дефолт Украине не грозит. А, во-вторых, очень велика вероятность того, что МВФ изменит действующие ныне правила таким образом, чтобы содействовать оплате этого долга международными инвесторами.

Действительно, согласно заявлению официального представителя МВФ Джерри Райса, фонд, скорее всего, в конце ноября примет решение об изменении нынешних правил, которые исключают возможность кредитования страны-члена МВФ, имеющей задолженность перед каким-либо официальным кредитором. Это позволит фонду и далее предоставлять Украине новые займы, а ей, соответственно, – оплатить свой долг РФ. Кстати, по мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, МВФ «переписывает» правила исключительно под конкретную ситуацию – дабы снять проблему погашения долга Украины России.

Тем не менее, несмотря на эти «особые правила», другой эксперт, Александр Охрименко уверен, что ситуация, в которой оказалась Украина, крайне опасна. «Если Россия не согласится пойти на какие-либо уступки и подаст иск в международный арбитраж, она, скорее всего, выиграет дело», - полагает эксперт.

Итак, несмотря на то, что к началу этого года Украина оказалась в состоянии фактического банкротства и, по сути, пребывает в нем до сих пор, пока «официального» дефолта ей удалось избежать. Однако она смогла этого достичь ценой, во-первых, новых займов, во-вторых, увеличения затрат на обслуживание накопленных долгов, а, в-третьих, - появлению антистимула для роста ВВП.

Словом, формально украинское государство от перспективы дефолта отдалилось, получив «отсрочку». На деле оно лишь еще глубже залезло в долговую яму, приблизившись к банкротству.

Елена Герасимова, Киев