Posted 19 ноября 2015,, 13:29
Published 19 ноября 2015,, 13:29
Modified 31 марта, 05:25
Updated 31 марта, 05:25
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 ноября. Сбор за проезд по федеральным трассам направлен на лоббирование интересов РЖД. Такое мнение в беседе с корреспондентом "Росбалта" высказал финансист, руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.
По его словам, акции протеста дальнобойщиков, которые проходят в разных регионах страны, - совершенно естественный способ выражения отношения к действиям государства. "Я могу только порадоваться за Россию, которая таким образом становится ближе к развитым странам. Вряд ли вы можете представить себе подобную мирную акцию, к примеру, в Афганистане", - подчеркнул Андрей Мовчан.
По его словам, нельзя сказать, удастся ли дальнобойщикам добиться отмены сбора. "В России, к сожалению, нет институтов, которые бы регулировали эти вопросы. Есть личные решения ограниченного круга лиц. Они очень часто зависят, к сожалению, от настроения, а не от серьезной рационалии экономической и социальной. Поэтому сказать, что это произойдет, я совершенно не могу", - отметил он.
При этом Андрей Мовчан подчеркнул, что "сбор Ротенберга" направлен не увеличение сборов напрямую в дорожные фонды и не на повышение качества дорог, а на лоббирование интересов РЖД.
"Потому что альтернативной перевозкой является железнодорожная. Эффективность РЖД чудовищная, тарифы все время растут. Причем именно в регулируемом секторе. В частном они уже давно падают, с точки зрения вагонов. Я уверен, что эта мера пролоббирована РЖД. Она должна привести к большим перевозкам и большей выручке РЖД. Бороться с ними будет очень сложно. Там-то есть централизованное лобби государства, а у дальнобойщиков централизованного лобби нет", - сказал экономист.
Сборы за проезд по федеральным трассам с автомобилей грузоподъемностью больше 12 тонн начались 15 ноября. После серии забастовок правительство РФ пошло на уступки протестующим, объявив, что пока штрафы за неоплаченный проезд с дальнобойщиков будут собирать только в Московской области, а в других регионах РФ изменения вступят в силу с мая 2016 года. Однако фактически система заработала во всех регионах 15 ноября. Дальнобойщики уже обвинили Минтранс в преднамеренном обмане.
Активисты отмечают, что, по их подсчетам, коррупционная составляющая от введения системы "Платон" — или "сбора Ротенберга", как ее прозвали в народе — составляет 225 млрд рублей. При этом они указывают, что годовая прибыль ОАО "РЖД", например, оценивается в 250 млрд рублей.
Дальнобойщики в четверг продолжили акции протеста по всей стране. В Петербурге на трассе, где дальнобойщики проводили акцию "Улитка", дежурили порядка 40 полицейских машин.