Posted 19 ноября 2015,, 14:28

Published 19 ноября 2015,, 14:28

Modified 31 марта, 05:25

Updated 31 марта, 05:25

Трижды не пристегнулся — лишился прав

19 ноября 2015, 14:28
МВД предлагает наказывать водителей за системные нарушения правил дорожного движения. Соответствующий законопроект вынесен на общественное обсуждение.

МВД предлагает наказывать водителей за системные нарушения ПДД. Соответствующий законопроект вынесен на общественное обсуждение. В списке нарушений — непристегнутый ремень, превышение скорости, неправильная парковка. Три фола грозят автолюбителям лишением прав на год.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован законопроект, подготовленный МВД. Документ содержит поправки в КоАП, которые вводят ответственность за системные нарушения правил дорожного движения.

В качестве аргументов в пользу законопроекта ведомство приводит статистику, согласно которой основной причиной дорожно-транспортных происшествий становятся нарушения ПДД. В прошлом году из 200 тыс. аварий более 170 тыс. (87%) произошли именно поэтому.

Причем, как утверждают авторы документа, почти 40% (76,9 тыс.) ДТП было совершено по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности.

В ведомстве подчеркнули: из 25,5 млн водителей, привлеченных Госавтоинспекцией к ответственности в прошлом году, каждый четвертый не единожды нарушал правила движения.

«В 2014 году 4,2 тыс. физических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений ПДД. А 781 водитель совершил пять и более нарушений, связанных с управлением транспортными средствами с признаками опьянения», - говориться в пояснительной записке.

Ссылаясь на «опыт ряда зарубежных стран», в МВД предлагают ужесточить ответственность за систематические нарушения, и свыше трех промахов, зафиксированных сотрудниками Госавтоинспекции, наказывать лишением прав сроком на год или штрафом в размере 10 тыс. рублей. Нарушения, заснятые камерами, авторы законопроекта в расчет не берут.

В перечне статей, за трехкратное нарушение которых предлагают лишать прав, неправильная парковка, непристегнутый ремень безопасности, превышение скорости больше чем на 20 км/ч, вождение без прав, проезд на красный свет и другие.

Эксперты, опрошенные «Росбалтом», раскритиковали инициативу ведомства.

«Я принципиальный противник такого подхода, - заявил председатель Движения автомобилистов Виктор Похмелкин. - Считаю, что предложение МВД фактически реанимирует пресловутую балльную систему, которая действовала в стране в советское время и в 1990-е годы, и которая привела к полнейшему развращению сотрудников Госавтоинспекции».

По мнению Похмелкина, эта система содержит целый ряд пороков, в том числе, правовых изъянов. «Во-первых, за каждое последнее нарушение правил следует двойное наказание: как за единичное и как за последнее в системе (и штраф, и лишение прав). Во-вторых, пока никто не доказал, что 4 раза не пристегнуться ремнем опаснее, чем один раз проехать на красный свет. И, наконец, документ ставит граждан в неравное положение перед законом», - отметил эксперт.

Он пояснил: речь идет об исключении из правила нарушений, заснятых на камеры. «Получается так: попал под камеру — одно наказание, остановил инспектор — совершенно другое. Но нарушение-то одно и то же», - подметил председатель Движения автомобилистов.

Собеседник «Росбалта» считает, что никаких дополнительных норм вводить не требуется: действующего законодательства вполне хватает, чтобы привлекать нарушителей к ответственности. «Предложения МВД избыточно и ни к чему, кроме роста дохода сотрудников инспекции, не приведет», - полагает он.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов согласился: по сути, законопроект возвращает действующую ранее балльную систему, правда, балла теперь только три.

В первую очередь, по мнению эксперта, введение документа ударит по профессиональным категориям водителей: дальнобойщики, таксисты, курьеры.

«Давно подмечено, что вероятность получить наказание зависит не столько от аккуратности вождения, хотя, и от нее тоже, естественно, сколько от интенсивности поездок. Скажем, у водителей такси, несмотря на то, что водят они аккуратнее многих автолюбителей, всегда больше штрафов. Причина в том, что интенсивность вождения и пробеги гораздо выше», - пояснил собеседник «Росбалта». Этого, по его словам, авторы документа не учитывают.

Кроме того, как заявил эксперт, сегодня на дорогах расставлено немало ловушек для водителей, о которых сотрудники Госавтоинспекции знают, но не устраняют их, а активно пользуются. На этом фоне вводить подобные меры нельзя, убежден Шкуматов.

Меж тем, он признал: лихачей на дорогах тоже хватает. «Отделить рядовых водителей от злостных нарушителей позволит увеличение лимита нарушений с трех до десяти», - считает эксперт.

В свою очередь руководитель «Федерации автовладельцев России» (ФАР) Сергей Канаев обратил внимание на те категории нарушений, которые выбраны ведомством: парковка, непристегнутый ремень, нарушение скоростного режима. «Только за последний пункт 90% водителей по стране сразу можно лишить права управления транспортным средством», - заметил он.

«Почему именно эти нарушения? Почему именно три?» - недоумевал эксперт. По его мнению, количество правонарушений здесь роли не играет — нужны иные критерии.

«Акцент следовало сделать на тех нарушениях, которые, действительно, опасны для остальных участников движения, - считает собеседник «Росбалта». - Я понимаю, когда речь идет о переезде железнодорожного полотна на запрещающий сигнал, о выезде на встречку. Но какое отношение к этому имеет непристегнутый ремень?»

Канаев убежден: иногда не нужно и трех «баллов», чтобы лишить прав. Это и вождение в нетрезвом виде, и двойная сплошная.

По мнению эксперта, в перечень нарушений следовало бы внести «агрессивную езду». Правда, для этого нужно проработать четкие критерии, но МВД тянет с этим уже третий год.

Собеседник «Росбалта» заметил, что понятие «агрессивной езды» неплохо раскрыто в Канаде, в нескольких американских штатах.

Кроме того, к решению проблем с лихачами эксперт предложил привлекать общественных активистов. «В отличие от других стран, на сегодняшний день в России никакого значения не имеют свидетельские показания других участников дорожного движения. Даже записи с регистраторов не принимаются. Меж тем, успех других стран как раз в том, что они привлекали общественных активистов. Когда человек не знает, сколько людей за ним сейчас наблюдает, он очень быстро становится дисциплинированным», - заключил Канаев.

Общественное обсуждение законопроекта продлится до 2 декабря. Свои отзывы и предложения можно оставить на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Анна Семенец