Posted 30 ноября 2015,, 14:52

Published 30 ноября 2015,, 14:52

Modified 31 марта, 05:17

Updated 31 марта, 05:17

Эксперты призывают россиян и азербайджанцев «фильтровать» новостной поток

30 ноября 2015, 14:52

МОСКВА, 30 ноября. В ходе 2-й Международной научно-практической конференции по вопросам медиаграмотности, прошедшей в российской столице, высказывалось мнение о том, что сегодня телевидение, радио и интернет-ресурсы нередко навязывают свое мнение потребителю информации. Все эксперты конференции сошлись во мнении: медиаграмотность должна стать частью системы образования, помочь развитию критического мышления аудитории, выработать умение анализировать сообщения в СМИ и соцсетях, отличать объективный подход к теме от пропаганды, цензуры, понимать, что именно влияет на подачу информации.

Первая научная конференция на тему медиаобразования прошла в Высшей школе экономики в прошлом году. По словам профессора департамента медиа НИУ ВШЭ, председателя программного комитета конференции Анны Качкаевой, нынешнее мероприятие получилось масштабнее, расширилась география участников. В этом году собрались для обсуждения актуальных вопросов ученые из 11 стран мира, включая США, Данию, Испанию, Польшу и Азербайджан. По мнению Анны Качкаевой, возросший интерес к теме связан с обострением геополитической ситуации в мире. «Сегодня мы существуем в поле информационных войн, противостояния государств, – говорит профессор. – Поэтому во всем мире идет всплеск интереса к теме». Статистические данные говорят о том, что уровень компьютеризации населения растет, но в вопросе критического восприятия информации еще есть над чем работать. «Мы получили ряд совершенно неожиданных цифр, – говорит руководитель исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задоров. – Предполагали, что доля тех, кто объявит большую часть информации ложной, вырастет. Получилось ровно наоборот: информационный поток намного реже, чем прежде, ощущается как сомнительный. Это, конечно, итог правильной «упаковки» – информация подается в форме, максимально понятной потребителю».

Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев отмечает, что возросший интерес к вопросам медиаграмотности населения и уровень участников международной конференции – это показатель того, насколько в современной ситуации общество обеспокоено «битвами за разум», которые разворачиваются в информационном пространстве, и привел в пример недавнюю ситуацию, сложившуюся в СМИ накануне парламентских выборов в Азербайджане, когда западная пресса обрушила на республику потоки неподтвержденной негативной информации.

О том, что повышение медиаграмотности населения должно стать одной из основных задач общества и государства, говорит и участница конференции, директор Центра российско-азербайджанской дружбы Наталия Красовская.

Она полагает, что больших успехов можно добиться в том случае, если дружественные страны будут прорабатывать вопросы сообща. «Реалии сегодняшнего дня таковы, что и Россия, и Азербайджан сталкиваются с информационными атаками в СМИ и социальных сетях. Идет настоящая война за людские умы. Учитывая то, что уровень интернетизации наших стран равен 70%, задача совершенно ясна: нужно повышать уровень информационной грамотности. Наши граждане должны уметь отличать правду от профессиональной дезинформации. Задача более чем актуальная, и уверена, что решать мы ее будем в тесном сотрудничестве», – говорит эксперт.

С Наталией Красовской согласен известный филолог, преподаватель Высшей школы экономики Гасан Гусейнов. В своей беседе с директором Центра РАД он также отметил, что научное знание в этой сфере должно быть доступным: «Нужно выстраивать образовательную систему, интегрируя университет в социальную и политическую среду. Он должен быть кузницей социально-политических идей, а не элитарным закрытым клубом».