Posted 19 декабря 2015,, 13:00

Published 19 декабря 2015,, 13:00

Modified 31 марта, 05:00

Updated 31 марта, 05:00

Азербайджанцы призывают не забывать родной язык

19 декабря 2015, 13:00
31 декабря у азербайджанцев гораздо больше хлопот, чем у россиян. Они готовятся отмечать не только Новый год, но и День национальной солидарности.

31 декабря у азербайджанцев гораздо больше хлопот, чем у россиян. Они готовятся отмечать не только Новый год, но и День национальной солидарности. Об историии происхождения этого праздника и о его роли в жизни народа азербайджанцы рассказали в пресс-центре "Росбалта" на круглом столе, организованном в рамках проекта "Лица Петербурга".

После заключения двух мирных договоров, Гюлистанского в 1813 году и Туркманчайского в 1828 году, была проведена граница между Персидским государством и Российской империей. Азербайджан условно разделился на Северный и Южный, последний — это провинция в Иране. Причем там представителей народа проживает едва ли не больше, чем в самой стране «огненной земли».

Долгое время жители Северного и Южного Азербайджана были отрезаны друг от друга. Но 31 декабря 1989 года на территории Нахичеванской АССР толпы людей разрушили советско-иранскую границу. Тысячи азербайджанцев пересекли реку Аракс, воодушевленные первой за долгие десятилетия возможностью встречи со своими соотечественниками в Иране.

В тот же день в Стамбуле открылся первый в истории Всемирный Конгресс азербайджанцев.

Эти два события послужили причиной, по которой 16 декабря 1991 года председатель Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики Гейдар Алиев объявил 31 декабря Днем солидарности азербайджанцев всего мира. А отмечать национальный праздник всего азербайджанского народа начали с 1993 года и продолжают по сей день. Хотя вопрос объединения Северного и Южного Азербайджана до сих пор не решен.

«Гораздо большее значение этот день имеет для тех, кто живет в других государствах. Для нас праздник солидарности значительно важнее Нового года. Вдали от исторической родины чувствуешь большую ответственность за сохранение своей культуры и традиций, потребность единения со своими соотечественниками. К тому же азербайджанцы в подавляющем большинстве мусульмане. Для исповедующих ислам Новый год не праздник. Однако мы живем в России, поэтому тоже ставим елку, украшаем дома, собираемся семьями. Но в первую очередь отмечаем именно солидарность своего народа», - рассказал заместитель председателя "Союза Азербайджанской Молодежи" Эльдар Ализаде.

По приблизительным подсчетам, в Петербурге проживает около 250-300 тыс. азербайджанцев. Это второй по численности народ, населяющий Северную столицу, после русских.

Многие этнические азербайджанцы, которые перебираются в Россию, со временем забывают родной язык, традиции. Члены «Союза Азербайджанской молодежи» и студенческого клуба «Симург» стараются сохранить родную культуру и не дать другим представителям народа забыть свои корни. Однако не все начинания успешны. Например, пришлось временно закрыть воскресную школу. Занятия не пользовались популярностью. Сначала в школу приходили 10-15 человек, а потом учеников вообще почти не осталось.

«Обидно, что забывают азербайджанский язык. На простом разговорном еще могут беседу поддержать, а на более литературном — нет. Просто не помнят. Конечно, очень важно знать язык страны, в которой живешь, и хорошо на нем говорить, но и родной забывать не стоит. Плохо, что и при посещении Баку ребята не упражняются в речи, ведь там сегодня каждый второй говорит на русском и английском. Мы же стараемся возродить в азербайджанцах интерес к своей культуре и истории», - рассказала заместитель председателя азербайджанского студенческого клуба «Симург» Фарида Абдуллаева.

Для молодежи клуб проводит самые разные мероприятия - городские этнофестивали, конкурсы, литературные вечера, встречи, на которых рассказывают об азербайджанских традициях. Активисты стараются не только сохранить культуру родного края, но и создать положительный имидж народа. Например, активисты проводят встречи с другими национальными объединениями и рассказывают им о своих традициях. Следят они и за тем, чтобы соотечественники, приезжающие в Россию вели себя культурно, уважали местные обычаи и культуру.

«Очень хочется избавиться от стереотипа, зародившегося после развала СССР, что азербайджанец — это торговец на рынке. Многие из нас давно работают врачами, полицейскими, госслужащими, политиками, учителями. И мы делаем многое, чтобы другие видели в нас только хорошее. Потому что мы - и азербайджанцы, и одновременно такие же петербуржцы, как и остальные жители города», - добавил Эльдар Ализаде.

Еще одно важное направление в работе молодежных организаций - профилактика вступления в запрещенную в России террористическую организацию ИГИЛ. Дело в том, что некоторые азербайджанцы не уделяют достаточного внимания изучению своей культуры, которая во многом формировалась вокруг мусульманских ценностей, и могут стать легкой мишенью для вербовщиков.

Участники круглого стола в очередной раз напомнили, что ислам, как и другие мировые религии, призывает к миру и осуждает агрессию. Однако человека недостаточно образованного, мало интересующегося историей, могут обмануть. Ему могут внушить ложные идеи и убедить его в том, что он должен вступить в террористическую организацию.

Участники «Симурга» выступают с докладами перед студентами, проводят с ребятами разъяснительные беседы, чтобы предупредить их о возможной опасности.

И хочется верить, что активистам удастся не только защитить представителей своего народа и помочь им не забыть свои корни, но и сплотить их. Ведь именно в этом суть праздника, который для азербайджанцев даже важнее Нового года.

Дарья Перетяжко

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.