Posted 22 декабря 2015,, 09:44

Published 22 декабря 2015,, 09:44

Modified 31 марта, 04:59

Updated 31 марта, 04:59

Эксперт: Из-за накруток рыба по пути от судна до прилавка дорожает в разы

22 декабря 2015, 09:44

ВЛАДИВОСТОК, 23 декабря. Рыба на российском рынке стоит неоправданно дорого из-за различных накруток и административных барьеров, рассказал в эфире «Радио России» президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

«В качестве примера возьмем минтай. Рыбаки отпускают его по 67-70 рублей за килограмм. Хранение на складе в порту, перевалочные и стивидорные работы добавляют примерно 5-6 рублей, ещё 11-12 рублей добавляет транспортировка по железной дороге. Так эта рыба появляется на складе у оптовика, который делает наценку от 23 до 30 рублей. Затем минтай поступает в торговые сети, которые «накидывают» еще рублей сорок. В результате обычный мороженый минтай стоит под 200 рублей. То есть цена вырастает в разы», - рассказал Зверев, слова которого приводит "Восток-Медиа".

При таких накрутках колебания цен на сырую рыбу, вызываемые количеством улова, не влияют на стоимость конечного продукта. Оптовые и розничные надбавки делают их просто невидимыми. «У нас стоимость тихоокеанской сельди не увеличивалась уже 5 лет. Отпускная цена за килограмм – 21 рубль. При этом оптовая цена сельди в разные годы варьировалась от 55 до 60 рублей, несмотря на такую стабильную цену», - подчеркнул рыбопромышленник.

Еще одним фактором, приводящим к увеличению стоимости рыбы, он считает огромное количество проверок: «Ежегодно рыбодобытчики теряют 11-12 млрд рублей прибыли из-за деятельности контролирующих органов. Это потери из-за простоя судов, из-за задержек продукции и так далее. Всё это увеличивает стоимость конечной продукции».

Эксперт рассказал, что любая импортная рыба проходит проверку за пару часов, а российским рыбакам приходится ждать 6-8 дней. Отечественная продукция подвергается тотальному лабораторному контролю, в отличие от заграничной. «Тотальный контроль именно наших рыбаков – настоящий абсурд. Существует понятие – «историческая свобода промысла». Оно подразумевает, что если в какой-то акватории в течение 10 лет не обнаружены опасные для человека бактерии, то продукция из нее подлежит лишь выборочному контролю. У нас такой практики нет, и проверяются вообще все уловы», - отметил Зверев.

В результате инвесторы не проявляют заинтересованности в рыболовном промысле. «У значительной части бизнеса до сих пор сохраняется нежелание вкладываться, инвестировать в российский рынок. Причин этому несколько. Как я уже говорил, реализовывать рыбу в России сложно из-за нашего законодательства. А заграничный рынок в этом отношении проще, к тому же там рыбу можно продавать за доллары. Это очень важно в нынешней экономической ситуации», - подчеркнул он.

Отрасли угрожает и законодательная новация - так называемый "налог на свежую рыбу". «Минсельхоз подготовил поправки, которые отменяют льготы для предприятий, занимающихся производством свежей и охлаждённой рыбы. Причина такова: это продукт с низкой степенью обработки. То есть предлагается увеличить налог в шесть раз – с пятнадцати до ста процентов. Грубо говоря, чиновники призывают делать исключительно консервы и копчености. Но люди едят разную рыбу! Это как если бы власти призывали молокозаводы не делать молока, а только сметану и творог», - возмутился Зверев.