Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, расширяющий полномочия сотрудников ФСБ на применение оружия и спецсредств. Законом устанавливается, что они могут применять оружие в случаях защиты себя или другого лица от «посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни и здоровья». Закон также содержит норму, разрешающую сотрудникам ФСБ применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей.
МОСКВА, 22 декабря. Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, расширяющий полномочия сотрудников ФСБ на применение оружия и спецсредств, передает корреспондент «Росбалта».
Законом устанавливается, что они могут применять оружие в случаях защиты себя или другого лица от «посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни и здоровья», говорится в документе.
Право на применение оружия также возникает в случае пресечения завладения преступниками оружием, спецкурсами, транспортными средствами и боевой техникой. Сотрудники ФСБ также без проблем могут освобождать с применением оружия заложников, а также задерживать преступников, если их застигли в момент совершения «деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным».
Применять оружие можно будет против лиц, оказывающих вооруженное сопротивление, а также отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.
С помощью оружия, спецсредств и боевой техники сотрудники этой спецслужбы будут вправе отражать групповое или вооруженное нападение на объекты органов ФСБ, а также «здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов». Аналогичное право возникает при пресечении побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Отдельно определяются случаи, когда сотрудник ФСБ имеет право применить оружие - при попытке лица, задерживаемого им «с обнаженным оружием приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию», говорится в документе.
Между тем, запрещается применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему. Запрет не будет распространяться на случаи оказания этими лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников ФСБ либо теракта.
Закон также содержит норму, разрешающую сотрудникам ФСБ применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, то есть, в том числе в толпе "в целях предотвращения (пресечения) теракта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти".
По еще одной норме, сотрудники ФСБ смогут брать отпечатки пальцев на границе при прохождении госконтроля лицами "при наличии признаков, указывающих на
возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность".
Также устанавливается запрет военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим, их супругам и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности.
Также предусматривается, что военнослужащие и гражданский персонал органов безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микро-блогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом руководителем ФСБ