Posted 29 февраля 2016,, 16:40

Published 29 февраля 2016,, 16:40

Modified 31 марта, 04:10

Updated 31 марта, 04:10

Аэропорты не дождутся частников

29 февраля 2016, 16:40
Приватизации аэропортов в России ждать не стоит. История с задержанием основного владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика подорвет веру в государство.

В России не произойдет массового «разгосударствления» аэропортов, считают эксперты. Во-первых, действительно привлекательных активов, в которые бы хотели вложиться частники, в стране совсем немного. Во-вторых, история с задержанием по делу о теракте 2011 года основного владельца частного аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика подорвет веру в государство. (По версии следствия, Каменщик и еще несколько бывших топ-менеджеров внедрили новую систему досмотра на входах в аэропорт, что привело к увеличению степени его уязвимости. СК считает, что это привело к тому, что в январе 2011 года террорист-смертник Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в зал международных полетов «Домодедово» и совершил взрыв).

Власти ранее анонсировали, что Россию ждет новая волна приватизации государственных активов, по сути — очередной передел собственности. Средства, полученные от продажи, планируют потратить на антикризисные меры, под которыми, прежде всего, подразумевается покрытие бюджетного дефицита. Ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что акции не должны уйти «за бесценок, по бросовой цене», контрольный пакет останется в руках государства, а у инвестора должна быть четкая стратегия развития предприятия. Среди кандидатов на приватизацию — крупнейшие госкомпании: «Аэрофлот», «Роснефть», «Совкомфлот», «Транснефть» и «Ростелеком». В списке компаний и предприятий, подлежащих приватизации, пока отсутствуют аэропорты. Это при том, что еще полтора-два года назад глава Росимущества Ольга Дергунова заявляла, что приватизация столичных «Внуково» и «Шереметьево» — это вопрос 3-5 лет.

По словам генерального директора Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктора Горбачева, ситуация с аэровокзалами в России катастрофична. Если на 1 января 1991 года в России было 1450 аэропортов, а в Советском Союзе — 3,5 тыс., то, по данным на 1 января 2015 года, в стране насчитывалось только 280 аэропортов, это примерно столько же, сколько находится на территории американского штата Аляска. За последние 25 лет в России было построено только два аэровокзала: международный аэропорт «Сабетта» на полуострове Ямал, а также «Итуруп» на Курильских островах.

По словам эксперта, теоретически для бизнеса могут быть интересны лишь несколько аэропортов в городах-миллионниках. Выкупать государственную долю в убыточных авиапредприятиях частник не будет.

«Государство можно понять: сейчас ему нужны деньги. Но эти деньги только кажутся легкими. Нам нужно определиться наконец-то, что такое аэропорт — это объект бизнеса или социально ориентированный объект? В Европе и США решили, что аэропорты — это часть социальной инфраструктуры. Ведь парижский аэропорт, несмотря на убыточность, никто не закрывает. Главу компании Aeroport de Paris, которая управляет несколькими аэропортами парижского авиаузла, назначает непосредственно президент страны. Все понимают, что без аэропорта Парижу просто существовать невозможно», — рассказал Горбачев.

Эксперт отметил, что если в российский аэропорт приходит частный бизнес, то, как правило, аэровокзал становится лишь небольшой частью бизнес-империи. Даже если аэропорт получит прибыль, не факт, что эти средства пойдут на модернизацию. Владелец может направить деньги на финансовую поддержку проблемного завода. Горбачев считает, что история с Дмитрием Каменщиком может негативно сказаться на инвестиционном климате в отрасли.

«Понятно, что Каменщик здесь совершенно ни при чем. Он отвечает за инвестиции и глобальное развитие. Причем здесь безопасность? В 2011 году зона ответственности за безопасность находилась не за аэропортом и вневедомственной охраной МВД. Хотя не думаю, что в „Домодедово“ сменится собственник. Это ведь какая-то экспроприация получается. Мы все это проходили в 1917 году», — подчеркнул Горбачев.

Директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что подавляющее число российских аэропортов, которые в принципе могут представлять интерес для инвесторов, в той или иной степени уже нашли частного партнера. Последней крупной сделкой в этом плане стал петербургский аэропорт «Пулково», реконструкция которого осуществлялась на основе концессионного соглашения.

«Есть несколько крупных аэропортов, которые контролируются государственными структурами, в том числе региональными. Например, в Казани и Уфе. Но об их возможной приватизации пока нет никаких слухов. Следующий крупный государственный аэропорт — Петропавловск-Камчатский. Он вряд ли в ближайшее время найдет частного инвестора. На данный момент можно говорить лишь о некотором перераспределении долей владельцев частных аэропортов. Усиливаются доли аэропортовых холдингов. Эта тенденция, вероятно, оформится к концу десятилетия. Что же касается мантр о том, что аэропорт — это стратегический государственный объект, то они пока не находят подтверждения в виде государственной заботы», — рассказал Пантелеев.

Независимый эксперт Вадим Лукашевич также считает, что новая волна приватизации не должна затронуть российские аэропорты. Государство, которое нельзя назвать эффективным хозяйственником, не будет расставаться со своими активами в виде воздушных гаваней. По его словам, мировая практика показывает, что все крупнейшие аэропорты находятся в муниципальной собственности, то есть контролируются государством. К примеру, лондонский «Хитроу», парижский «Шарль-де-Голль» и Рейн-Майнский аэропорт.

Власти поощряют конкуренцию среди частных авиакомпаний, но предпочитают оставлять за собой контроль за аэропортами, которые являются стратегическими объектами. Однако в России ситуация поставлена «с ног на голову». С одной стороны, государство управляет воздушными гаванями явно неэффективно, а, с другой — частный капитал практически не допускается к данным объектам.

«Бегство капитала из страны продолжается. Хоть глава Минэкономразвития Улюкаев и говорит, что мы достигли дна, но международные рейтинговые агентства заявляют о спаде. Я не верю, что кто-то будет в этой ситуации вкладываться в инфраструктуру аэропортов. Переложить взлетную полосу, перестроить здание аэровокзала — это очень дорогое удовольствие. Для Москвы, Петербурга можно найти каких-то Ротенбергов, Тимченко. А где найти бизнесмена, который будет готов вложить миллиарды в аэропорт, скажем, в Улан-Удэ, — рассуждает Лукашевич. — Если будет брошен клич „Приватизируйте!“, то, конечно, всегда найдется бизнесмен, сынок губернатора, который может стать владельцем аэропорта. Но финансирование-то все равно будет идти из бюджета. Хотя на бумаге можно показать все, что угодно. Но схемы достаточно уродливые, управленческие решения неэффективные».