Животные и человек теряют способность к обучению в преклонных годах из-за нарушений в работе той части мозга, которая отвечает за мотивацию и выбор алгоритма действий. Об этом заявили австралийские ученые из Университета Куинсленда в Брисбене.
Исследователи провели опыты на мышах. Они наблюдали, как несколько молодых и пожилых грызунов нажимали на рычаги, выдававшие им различные виды пищи – обычный несладкий корм и его сладкую разновидность.
Эксперимент был построен таким образом, что в его середине роль и функция рычагов заметным образом менялась. После изменений для получения сладкой еды мышам нужно было нажать на рычаг не один, а два раза. Такой подход создавал два конфликтующих алгоритма решения проблемы в мозге мышей, один из которых грызун должен был выбрать для обеспечения себя доступом к сладкой еде.
Как показали наблюдения за работой мозга пожилых и молодых мышей, и те, и другие одинаково хорошо справлялись с этой задачей при первой встрече с кормушкой, однако после смены режима ее работы у старых грызунов возникли проблемы. Они начали попеременно дергать рычаги, получая и сладкие, и пресные кусочки еды, и не могли понять, какой из алгоритмов их включения правильный.
Как пояснили ученые, у старых грызунов была ослаблена связь между двумя различными типами нейронов в так называемом полосатом теле – особом отделе мозга, который отвечает за формирование условных рефлексов, мотивацию и сложное поведение.