Posted 22 августа 2016,, 11:03
Published 22 августа 2016,, 11:03
Modified 31 марта, 02:11
Updated 31 марта, 02:11
В культовом фильме «Асса» мальчик Бананан говорит Алике: «Это Communication Tube. Ты ухом в один конец, я ртом в другой». На этом фильме выросло целое поколение, так что неудивительно, что в Администрации президента идея Communication Tube была реанимирована.
В Кремле, который не отличается особым интересом к науке, друг за другом произошли два события, которые имеют прямое отношение к этой полузаброшенной сфере. Главой администрации президента назначен Антон Вайно, энтузиаст таинственного прибора нооскоп. Министром образования и науки стала доктор исторических наук, религиовед Ольга Васильева. Назначения для части общества выглядят пугающе, поскольку убеждения выдвиженцев на ключевые посты могут свидетельствовать о смене приоритетов власти, которая отвернулась от идей модернизации и прогресса и встала на платформу мистических псевдонаучных концепций и задрапированного под патриотизм православного консерватизма.
В статьях под названием «Капитализация будущего» и «Глобальная неопределенность» Антон Вайно, которому в момент выхода фильма «Асса» было 15 лет, воспевает прибор «нооскоп», который должен «капитализировать будущее». Главная идея выглядит следующим образом: «Управление рынком определяется протоколом, диктующим оптимальные соотношения в едином целом — пространстве-времени-жизни — и устанавливающим правила игры и законы рынка». Вы чувствуете величие момента?
Текст отличается нарочитой наукообразностью, через которую невозможно продраться. «Код рынка — это голографическая свертка механизма перехода времени в пространство, а пространства — во время, проекции которых проявляются в капитализации рынка», «Упреждающее управление — это система систем, включающая в себя систему визуализации предвидения; сетевую систему, объединяющую предвиденье с процессом политики; и систему обратной связи», «Переход пространства во время, а времени в пространство — это граница или грань неведомого, это перемешивающий слой времени и пространства, несущий разную информацию».
Я долго работал в научных отделах всесоюзных и всероссийских изданий и по долгу службы читал множество подобных трудов. Опыт говорит о том, что витиеватость изложения — это способ скрыть пустоту. Как говорил Эйнштейн, хороший ученый сможет разъяснить свою теорию даже второкласснику. Очевидно, Вайно с соавторами этим качеством не обладают. Но, может быть, их велеречивость не умаляет достоинств таинственного нооскопа, который перевернет мир не слабее теорий Эйнштейна?
Итак, нооскоп — это «прибор, регистрирующий изменения в ноосфере». Ноосфера — термин, который ввел Вернадский. Излюбленный прием лжеученых — прикрываться великими именами, которые как будто они освящают галиматью. В статьях Вайно упоминаются Вернер Гейзенберг, Макс Вебер, Курт Гедель и проч., хотя они в ужасе открестились бы от нооскопа. Это просто волшебный ларец, он умеет анализировать данные любого уровня — поведение игроков на финансовых рынках, техногенные катастрофы, количество продовольствия, коллективное сознание человека. Непонятно, почему с этим прибором, да еще при поддержке Кремля, Россия не вышла в мировые лидеры, а запуталась в беспросветном кризисе.
При более детальном изучении выясняется, что нооскопа в природе не существует. Это не прибор, а всего лишь концепция, что подтверждает другую концепцию о том, что Россия — цивилизация, которая производит не дела, товары и приборы, а красивые слова. Нооскоп — это «совокупность методов и средств, которые позволяют ускорять процессы познания за счет управляемой синергии, коллективной умственной деятельности». Умри, лучше не скажешь. Но где факты и доказательства? Их нет. Ибо сегодня создание нооскопа невозможно, поскольку нет ни технологий, ни материалов. Будет ли в будущем, неизвестно. Кто бы сомневался…
Коллектив изобретателей и энтузиастов нооскопа часто упоминает термин «когнитивная деятельность», что позволяет предположить идеологическую близость к проекту НБИК-центра (нанотехнологии, биотехнологии, информатика, когнитивные науки) руководителя Курчатовского института и самого близкого президенту ученого Михаила Ковальчука. Это участие гарантирует нооскопу поддержку научного истеблишмента.
Несколько ученых из Российской академии наук, в том числе из Комиссии по борьбе с лженаукой, прокомментировали новость о нооскопе в том ключе, что ничего общего с наукой эта идея не имеет, а подобные тексты обычно изготавливают тоталитарные секты. Мне кажется, что нооскоп еще принесет РАН немало испытаний. Борьба будет круче, чем с «чистой водой» изобретателя Петрика, которого поддерживал всего лишь спикер Госдумы Грызлов.
Лженаука неизбежна даже в тех странах, где настоящая наука процветает. Но там она остается уделом маргиналов, в интеллектуальную элиту ей путь закрыт. Нигде в развитых странах лженаука не поднимается на столь высокие этажи власти, как в России. Можно сформулировать аксиому: чем слабее академическая наука, тем громче лженаука. В России процесс усугубляется упадком образования, и малограмотность воспринимается уже как норма, а не как дефект развития.
Плутарх описывал поведение римской черни, для которой крики «Грек! Ученый!» были самыми бранными. Мы до этой черты еще не дошли, но уже относимся к ученым как к лузерам и неудачникам. Можно провести опрос: кого из российских ученых знают граждане? Уверен, никого не назовут. Согласно последнему докладу ЮНЕСКО «По пути к 2030 году», вклад российских учёных в мировую науку — 1,7%. Этот же показатель, например, у США — 28,1%. В этой ситуации появление нооскопа неизбежно.
Ситуация напоминает Россию столетней давности с разгулом разного рода распутинщины, спиритизма и эзотерики. В ХХ веке многие режимы испытывали повышенный интерес к мистике, и всегда это сопровождалось культурным и социальным кризисом. Крупнейший социолог столетия Эрих Фромм посвятил изучению явления немало работ. Ученый писал, что обращение к эзотерике является механизмом, который позволяет убежать от свободы, когда пропадает вера в собственные силы и теряется смысл жизни. Фромм отмечал, что бегство сопровождается авторитаризмом, разрушительными явлениями, конформизмом. Можно ничего не знать про нооскоп, но заметить все эти явления в современной России.
Кто-то скажет, что не надо нагонять сумрак. Но поскольку одновременно с Вайно назначение получила министр образования Ольга Васильева, которая близка различным православным группам, то очевидна тенденция отказа от модернизации и наверстывания технологического отставания к укреплению духовных скреп и к мистике в форме управлением политическим предвиденьем с помощью нооскопа.
Один умный человек сказал, что будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести. Нооскоп ничего не увидит, все равно наследит в будущем. Качество серого вещества в России падает и может сделать жизнь совсем серой и бестолковой.
Ты ухом в один конец, я ртом — в другой.
Сергей Лесков