Праздник Успения Богородицы начался с торжественных богослужений. И в православной, и в католической церкви он посвящен дате кончины Божией Матери.
После Вознесения Иисуса Христа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской.
Для апостолов и всех верующих Богородица была утешением и назиданием до последнего дня земной жизни. Беседуя с ними, она поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни.
Однажды во время молитвы к Марии явился архангел Гавриил, который сообщил, что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». В день смерти Марии апостолы, проповедовавшие в разных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей.
Они же совершили погребение, положив тело Божьей Матери в гробнице ее родителей и закрыв вход камнем. Апостол Фома был единственным учеником Христа, кто не успел проститься с Богородицей до ее смерти. Когда на третий день после погребения Фома пришел в Иерусалим, остальные апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Богородицей.
Ко всеобщему удивлению, в гробу не оказалось тела Марии — остались одни лишь погребальные одежды, источавшие дивные благоухания. В этот же день Богородица сама явилась апостолам в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».
Успенье Пресвятой Богородицы знаменовало собой завершение уборки урожая. Праздник начали отмечать еще во времена раннего христианства.
Дева Мария пережила Иисуса на 15 лет, и провела все это время в молитве и постах. Именно поэтому у православных верующих Успению предшествует двухнедельный пост.
Первой задокументированной датой, когда это праздник был официально установлен, считается 582 год. Наши предки нередко ассоциировали Богородицу с древним божеством — Матерью Землей, поэтому и в день Успения земля считалась именинницей.
На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения. После устраивали общие пиры — складчины; для них варили пиво, жарили баранов, пекли пироги. Богатые люди угощали бедных соседей. Называли Успение также Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту. Зимой с ними готовили щи, рассольники, а также употребляли с картошкой и хлебом.
По материалам Calend.ru