Posted 7 сентября 2016,, 06:00

Published 7 сентября 2016,, 06:00

Modified 31 марта, 01:59

Updated 31 марта, 01:59

Усть-Илимск в транспортной «блокаде»

7 сентября 2016, 06:00
Губернатора Иркутской области и депутата Госдумы от региона поразило состояние путей сообщения в одном из главных промышленных центров.

Усть-Илимск с рабочим визитом 6 сентября посетили губернатор Иркутской области Сергей Левченко и депутат Государственной думы от фракции КПРФ, член комитета по транспорту Андрей Андреев. В общении с промышленниками и обычными горожанами сквозила боль и обида за родную землю, оказавшуюся на транспортном «отшибе». Проблемы в этой сфере касаются всех видов сообщения — как наземного, так и авиационного.

Усть-Илимск — один из крупнейших промышленных центров Иркутской области. Здесь еще сохраняют свою силу и объемы мощные энергетические и лесоперерабатывающие производства. Сам город в свое время вырос на ровном месте в глухой тайге, разрастался усилиями молодых энтузиастов, вложивших душу в свой нелегкий труд. Отсюда и названия улиц — Первопроходцев, Мечтателей, Романтиков, Энтузиастов…

На совещании с руководством Усть-Илимского лесопромышленного комплекса представители группы компаний «Илим» рассказали Сергею Левченко и Андрею Андрееву о стратегических производственных планах. Сейчас холдинг готов инвестировать миллиарды рублей в модернизацию промплощадки УИЛПК, в частности на расширение производства целлюлозы из хвойной древесины. Для этого предприятию требуется нарастить лесосырьевую базу еще более чем в 1,5 раза.

При всех экономических перспективах Усть-Илимского ЛПК жители и крупные бизнес-структуры испытывают большие сложности из-за транспортных проблем. Связь с основными экономическими и логистическими центрами Приангарья, в частности с Братском и Иркутском, сильно затруднена. И основные беды усть-илимцев кроются в «тупиковости» муниципалитета, ставшей настоящим проклятьем для жителей.

Некогда мощнейшего Усть-Илимского аэропорта, гордости горожан, не стало. В советское время он был одним из важнейших авиаузлов региона, принимавшим все крупные пассажирские и транспортные суда, и был связан регулярным авиасообщением с Иркутском, Братском, Красноярском, Новосибирском, Москвой, Владивостоком и другими городами России. Аэропорт уже тогда был оснащен телескопическими трапами, которых не было во многих авиаузлах Сибири.

Теперь же на месте аэропорта развернулись декорации, достойные фильма ужасов. Здание аэровокзала и другие постройки стоят в руинах.

И это закономерно вызывает у усть-илимцев невеселые ассоциации. «Такое впечатление, что все последние годы оно находилось под постоянным обстрелом каких-то боевиков. Невозможно понять, как это вообще могло произойти?» — недоумевают неравнодушные горожане.

Но еще большее недоумение вызывает прошлогоднее откровение Андрея Бунева, руководителя СУ СКР по Иркутской области. В беседе с иркутскими журналистами он сообщил, что при возведении домов по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Усть-Илимске строители использовали конструкции здания аэропорта. А в это время деньги, выделенные на эти цели подрядчику из бюджета, списывали якобы на закупку новых стройматериалов. В итоге дома, построенные за счет соседнего аэропорта, нельзя эксплуатировать, а экс-мэру Усть-Илимска Владимиру Ташкинову и видным членам его команды грозят реальные тюремные сроки.

По словам директора представительства ГК «Илим» в Иркутске Виктора Долгова, необходимость наладить в аэропорту Усть-Илимска регулярное авиасообщение с основными региональными центрами жизненно важна для запуска намеченных инвестпроектов. Восстановление авиаперевозок на регулярной основе придаст импульс новым проектам компании. В рамках недавнего соглашения о социально-экономическом партнерстве с правительством Иркутской области в ГК «Илим» уже заложили 100 миллионов рублей на модернизацию воздушной гавани Усть-Илимска.

Виктор Долгов при этом отметил, что нормальное функционирование аэропорта Усть-Илимска важно не только в рамках пассажирских перевозок. «Для группы „Илим“ это необходимо для доставки наших специалистов. В Братске на промплощадке у нас работало одновременно до трех тысяч привлеченных специалистов — полный спектр рабочих профессий», — рассказал директор.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, в свою очередь, отметил, что поодиночке аэропорты в области нерентабельны, что заметно даже на примере Братска, убыточного уже второй год подряд. А о плачевном финансовом положении малых аэропортов севера Иркутской области и говорить не приходится. Поэтому будущее Усть-Илимского аэропорта нынешние региональные власти связывают только с созданием единой областной аэропортовой сети на базе аэропорта Иркутска как самого финансово устойчивого в регионе. Это жизненно необходимо для налаживания бесперебойного воздушного сообщение на всей территории Приангарья. Для этих целей будет создаваться общая для всех аэропортов управляющая компания.

По словам Левченко, он давно обсуждает этот вопрос с депутатом Госдумы, членом комитета по транспорту Андреем Андреевым. «В случае объединения будет проще оптимизировать рейсы и маршрутную сеть в пределах Иркутской области. Одновременно есть перспективы по восстановлению Усть-Илимского аэропорта, остались лишь небольшие нюансы. Мы должны это сделать поэтапно. Нужно разобрать все то, что там осталось, как после войны, сделать нормальные небольшие терминалы, рассчитанные для начала на прием пассажиропотока самолетов Ан-24 и Ан-28», — говорит губернатор Левченко.

Депутат Андрей Андреев долгое время настаивал на комплексном решении проблем авиационной доступности для жителей севера и Усть-Илимска в частности. Депутат считает вопиющей ситуацию, которая сложилась из-за транспортной оторванности Усть-Илимска от крупных центров. А «варварское» разрушение некогда успешного и востребованного аэропорта — прямое следствие утраты государственного контроля в авиационной сфере на уровне всей страны, полагает народный избранник.

По мнению Андрея Андреева, государству «необходимо возвращаться» и брать под жесткий контроль транспортную отрасль — одну из стратегических для нашей страны. «Уже давно ясно, что без полноценно работающей авиации такие обширные регионы, как Иркутская область, не смогут развиваться, а люди будут ощущать себя брошенными и оторванными от остального мира. Жители северных районов должны и имеют право комфортно жить, а не выживать», — говорит депутат-коммунист.

По части транспортной связи с Братском большое недовольство вызывает и состояние магистрали Братск — Усть-Илимск. Отмечают, что отдельные участки дороги откровенно аварийно опасны. Поэтому местами даже большие междугородние «Неопланы» вынуждены гасить скорость до минимума и лавировать среди непроходимых ухабов, нервируя водителей и пассажиров. О постоянных неудобствах и опасностях для рядовых водителей и говорить не приходится.

Руководство ГК «Илим» и городские власти на совещании попросили губернатора обратить пристальное внимание на эту проблему. Мэр Усть-Илимска Вакиль Тулубаев отметил, что 250-километровая дорога является главной и фактически единственной дорожной связью с «большой землей» и ее плачевное состояние создает трудности для города. А представители «Илима» указали на то, что дорога будет в ближайшее время очень востребована для завоза стройматериалов на новые производственные стройки.

Сергей Левченко пояснил, что на реконструкцию всей магистрали от Усть-Илимска до Братска потребуется 6 миллиардов рублей, которых просто нет в бюджете области. И поэтому ремонт трассы будет вестись поэтапно.

Не меньше нареканий вызывает у горожан состояние городских дорог, уже много лет брошенных на самотек без капитального ремонта и из-за хронического недофинансирования дорожной сферы.

Не менее болезненной проблемой горожане считают отсутствие прямого железнодорожного сообщения с центральными регионами России, в том числе с Москвой. Этой проблемой они поделились с Андреем Андреевым, попросив решить ее на федеральном уровне. Многочисленные обращения депутатов гордумы к руководству Восточно-Сибирской железной дороги с просьбой вернуться к удобному и оптимальному расписанию движения поездов натыкаются на циничные отговорки, утверждают народные избранники: «Железнодорожники указывают на финансовую неэффективность и убыточность запрашиваемых схем, а о проблемах и нуждах простых граждан никому нет дела».

Шанс на возрождение промышленного потенциала Усть-Илимска еще есть, но крупному бизнесу, как воздух, нужно восстановление транспортной инфраструктуры. Можно понять и недовольство горожан, чувствующих оторванность от большинства территорий области. А без решения всего комплекса транспортных проблем муниципалитета о серьезных инвестициях и улучшении качества жизни усть-илимчан остается только мечтать.