Posted 20 сентября 2016, 19:13
Published 20 сентября 2016, 19:13
Modified 31 марта, 01:49
Updated 31 марта, 01:49
У России есть многолетний план влияния на балканскую политику, США могут о многом узнать благодаря ему, пишет Ярослав Вишневский в статье для The Washington Post (перевод Inopressa).
«Информационные кампании — не новость для России, которая ведет их на Балканах, по крайней мере, в течение последних восьми лет, начиная с отделения Косово от Сербии и провозглашения им независимости. Там ее стратегия состоит в том, чтобы создать представление о России как о великой державе и мощном союзнике, без особых на то затрат, в том числе инвестиций или помощи представляющим интерес государствам», — пишет автор статьи.
Ззадаваясь вопросом: «Почему Балканы?», Вишневский пишет: «Западные Балканы имеют символическое значение во внешней политике Путина».
Автор статьи указывает, что многие в России считают распад Югославии примером унижения, когда Запад проигнорировал взгляды Москвы. По мнению Вишневского, Путин неоднократно ссылался на косовский прецедент в качестве оправдания своей поддержки Абхазии, Южной Осетии и позднее присоединения Крыма.
«Как Россия ведет свою пропагандистскую кампанию на Балканах?» — задается вопросом автор.
Как отмечается в статье, пропагандистская кампания России, в основном, ориентирована на сербское православное сообщество на Балканах. Основными инструментами информационной политики России являются телеканал RT и информационный ресурс Sputnik Srbija, пишет Вишневский.
«Основной посыл прост: между Россией и славянскими и православными сообществами на Балканах существуют особые отношения», — указывает он.
Эти ресурсы также используют риторику, направленную против истеблишмента и Запада, апеллируя, в частности, к событиям или идеям, которые находят отклик в душах сербов, таким, как натовские бомбардировки Сербии в 1999 году, рассуждает он.
«В то же время Запад изображается как культурно иной и (в отличие от Москвы) не понимающий славянскую исключительность», — говорится в статье.
Вишневский указывает, что сегодня гораздо больше граждан Сербии говорят, что они предпочли бы быть в союзе с Россией (67,2% за и 18,8% против), чем вступить в ЕС (50,9% за и 38,8% против). С военной точки зрения ситуация представляется более опасной, считает политолог.
Так, пишет он, Россия открыто отговаривает балканские страны от вступления в НАТО, поощряя тесное военное сотрудничество с поддерживаемой Москвой Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Черногория планирует в скором времени вступить в НАТО. На фоне этого Москва может подтолкнуть военных Сербии к более тесному сотрудничеству с российскими ВС и вступлению в альянс ОДКБ, говорится в статье.
«Эта антинатовская кампания может оказать существенное влияние на миротворческие миссии ЕС (СЕС) и НАТО (СДК) на Западных Балканах в краткосрочной перспективе», — делает вывод Вишневский.