Posted 26 октября 2016,, 17:39
Published 26 октября 2016,, 17:39
Modified 31 марта, 01:25
Updated 31 марта, 01:25
ФАС выступила против коррекций тарифов РЖД на 2017 год, следует из направленного в правительство письма руководителя службы Игоря Артемьева («Коммерсант» ознакомился с содержанием). По оценке ведомства, принятие этих мер приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей в 12%, притом что правительство закладывало для РЖД потолок роста тарифа в 4%.
В РЖД предложили компенсировать недостаток поступлений (порядка 80 млрд рублей) за счет различных корректировок, например, повышение тарифов на определенные типы подвижного состава, виды грузов, продление на год действия экспортных надбавок в 13,4% к тарифу (в рамках так называемого тарифного коридора — права монополии поднимать или опускать тариф ФАС), которые истекают в конце января. В письме говорится, что предложения РЖД «в совокупности могут привести к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей на 2017 год в размере 12%». ФАС переговорила с пользователями услуг РЖД, которые высказали отрицательную позицию по тарифному коридору, равно как и Совет потребителей услуг РЖД и Минэкономразвития.
Также в ФАС отметили, что сейчас совокупная нагрузка на экспортные перевозки «на уровне исторического максимума», вагонная составляющая (ставка аренды) кратно выросла «в связи с искусственно складывающимся дефицитом» из-за списания вагонов, из-за курсовых разниц выросли цены на стивидорные услуги. В связи с этим ведомство считает «нецелесообразным компенсировать снижение объемов перевозки маржинальных грузов за счет повышения тарифов».
Так, ФАС предложила создать условия для привлечения грузов на железную дорогу за счет роста скидки в рамках тарифного коридора с 25% до 50% на грузы второго и третьего классов.
В ФАС подтвердили существование письма, от остальных комментариев отказались.
В письме Артемьева упоминается, что совокупный рост тарифной нагрузки на уровне 12% заявлен в проекте финансового плана ОАО РЖД, «в то же время рост доходов от перевозочных видов деятельности ожидается лишь в 7%». В РЖД не комментируют эту информацию.
Глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин заметил, что ранее ФАС, «не состоявшаяся как тарифный регулятор, была вынуждена двигаться в фарватере монополии». «Но волна несогласия с РЖД, поднятая грузовладельцами, не позволила ФАС сделать на него ставку», — подытожил эксперт. По его оценке, при введении всех точечных изменений и индексаций, нагрузка в целом вырастет на 12%.