Бытование любой религии и порождаемого ею общества неизбежно покоится на универсальных передатчиках социальности — ритуальных пространствах, через которые нужно прогнать как можно большее количество людей. По современному их можно было бы обозначить как «духовные степлеры». Места, где быстро и качественно ставятся те самые скрепы.
Российский государственнический культ покоится на двух таких универсальных передатчиках — армия и зона.
Армия — 23 февраля — Великая отечественная война и все такое. Это «светлая часть» культа, сторона славы и гордости. Зона — шансон, романтика, бандитизм, шальные деньги и стыдные удовольствия, которые можно искупить «службой» — это сторона «темная». Несложно заметить, что великие произведения советской культуры неизбежно и всякий раз включают в себя с той или иной полнотой обе эти стороны.
Из армии и с зоны человека «ждут», причем ждут с оттенком фатализма. Вернется — не вернется — это не во власти ни ожидающих, ни самого ожидаемого. Человек поступает в собственность государства и подвергается практикам, связанным с насилием. Восходит от «духа бесплотного» к состоянию «дедушки», когда его можно «выпускать» для воспроизводства в миру своей мужской состоятельности. Как будто мрачный и недобрый Дон Хуан в кирзе и перегаре проводит человека через цепь нравственных перерождений, чтобы выпустить его уже состоявшимся магом, способным сковывать реальность Родины в единое и раз и навсегда неизменное тело.
Хотя, конечно, есть и противоположное мнение. Но сам факт конкуренции этих мнений — это огромный шаг на пути модернизации дизайна государственного культа, а так как мы живем фактически в пространстве религиозного поклонения государству как таковому — и в модернизации самого государства.
Прочитать оригинал поста Глеба Кузнецова с комментариями читателей его блога можно здесь.