Posted 21 ноября 2016,, 08:50

Published 21 ноября 2016,, 08:50

Modified 31 марта, 01:09

Updated 31 марта, 01:09

Как Кремль напугал весь Кавказ

21 ноября 2016, 08:50
Россия и Армения создают Объединенную группировку войск. Понятно, что это тревожит Баку, Тбилиси и Анкару. Но оказывается, что и в Ереване довольны далеко не все.

Президент России Владимир Путин подписал распоряжение, в котором одобрил соглашение с Арменией о создании сторонами Объединенной группировки войск (ОГВ). По официальной информации, в ближайшие дни в Москву для подписания документа отправится министр обороны Армении Виген Саркисян.

Опять же по официальным данным, новое российско-армянское соглашение не направлено против третьих стран — оно ставит целью недопущение вооруженного нападения на Россию или Армению. Напомним, аналогичные группировки Россия формирует также с частично признанными Абхазией и Южной Осетией, в которых, как и в армянском городе Гюмри, дислоцированы российские военные базы.

Возникает вопрос: неужели дела настолько плохи, что военных баз России в трех точках на Южном Кавказе недостаточно, и армиям необходимо объединяться? Ведь в Армении, да и в Абхазии — тоже, многие считают, что Россия под видом создания объединенных группировок войск лишает их независимой армии и вообще государственности. Причем, например, в Армении происходит это на фоне требования «деколонизации республики» Россией, которое исходит от немалой части политического спектра и общественности.

Что именно в контексте ОГВ напрягает армян? Во-первых, формирование общего пространства обороны и безопасности, включая весь силовой блок, пограничные и таможенные структуры. Во-вторых, в случае военной угрозы или агрессии руководство ОГВ, в которую войдут 102-я российская военная база в Гюмри и 4-й корпус Вооруженных сил Армении, делегируется командующему войсками Южного военного округа российской армии или начальнику Генштаба ВС РФ.

Возникает также множество других вопросов. В частности, издание Lragir интересуется, «Как будет действовать группировка в случае угрозы со стороны Азербайджана? Будут ли российские войска участвовать в сопротивлении? Ведь в этом случае азербайджанские силы применят закупленное на миллиарды долларов у России оружие не только против армянских, но и российских сил».

«Получается, что Россия, которая является главным поставщиком смертоносного оружия Азербайджану, создает с Арменией совместную группировку, тем самым создавая фактор сдерживания Азербайджана? Или Объединенная группировка не предполагает подобных обязательств для России? Тогда в чем ее смысл? В угрозе со стороны Турции? Разве Россия не способна без 4-го корпуса армянской армии противостоять угрозе со стороны Турции? Тем более, что российский военный и пока генсек ОДКБ Николай Бордюжа четко заявил, что 102-я российская база в Армении не направлена против Турции и выполняет балансирующую роль к регионе», — пишет издание.

Армянская пресса также отмечает, что Ереван уже делегировал России свои суверенные права — в области энергетики, транспорта, связи, таможенной и внешнеэкономической политики, а «соглашение о совместной с Россией ПВО лишило Армению суверенитета в региональном небе».

Словом, в Армении бытует мнение, что ОГВ не защитит республику от внешних угроз, а, напротив, создаст ей множество проблем, поскольку эта структура формируется из-за расширения присутствия НАТО в Грузии, не вполне внятной внешнеполитической ориентации Азербайджана и боязни России перед проникновением к ее границам террористических группировок. Соответственно, Россия рассматривает Армению в качестве буфера для собственной безопасности или плацдарма для столкновения различных сил — и тоже в интересах собственной безопасности.

Как говорят в Ереване, учреждением ОГВ Россия нейтрализует армянскую государственность, которая мешает созданию российско-турецкого пояса. Правда, армяне сомневаются, что Турция способна к серьезному геополитическому партнерству с Россией, но даже если оно и состоится, либо, напротив, отношения Москвы и Анкары вновь ухудшатся, им совершенно не хочется быть разменной картой в какой бы то ни было российско-турецкой игре.

Впрочем, к вопросу создания ОГВ можно подойти и по-другому — то есть оставить в стороне «козни России» в отношении государственности Армении, обустройства «поля для драки» на ее территории, и рассмотреть группировку с точки зрения региональной безопасности вообще, а армянской — в частности. Ведь ОГВ можно воспринять и как продиктованное геополитическими изменениями логическое продолжение более тесного военного сотрудничества Москвы и Еревана.

Представим себе, что в Турции к власти пришли исламисты — это плохо для Армении, Азербайджана и вообще всего Южного Кавказа. Далее представим, что ситуация вокруг Нагорного Карабаха обострилась. Какой в этих условиях будет функция ОГВ? Вероятно, блокирующей и сдерживающей военные угрозы, причем с высоким уровнем боеспособности, поскольку армии России и Армении схожи во всех отношениях — от штабных структур до унифицированного вооружения и военной подготовки.

Как сказал ТАСС главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, создание ОГВ — «шаг необходимый и правильный, поскольку, в отличие от союзнических отношений, в Объединенной боевой группировке будут более эффективно распределяться силы и средства. И самое главное — такая группировка подчиняется единой вертикали военного управления, то есть командующий такой группировкой не должен согласовывать многие вещи вплоть до мелочей».

Кроме того, отметил эксперт, ОГВ будет сдерживающим фактором для некоторых «горячих голов», но не будет иметь наступательных задач. «Я сейчас не говорю об Азербайджане как о государстве, а имею в виду отдельных деятелей, которые намерены или мечтают решить политические проблемы военными средствами», — сказал он.

Словом, в Ереване должны утешиться тем, что созданием Объединенной группировки Россия еще раз подтвердила свой статус «гаранта безопасности» Армении. Можно, конечно, до бесконечности утверждать, что это не так, и Москва преследует в Армении исключительно собственные интересы. Понятно, что в военно-политический альтруизм России поверит только очень наивный. Но если из РФ можно извлечь хоть какую-то пользу — хотя бы ту, что если на головы армян посыплются бомбы, то ненадолго — ее надо извлечь.

Понятно также, что для этого все армяне в одночасье должны стать прагматиками, что вряд ли возможно. Но для создания соответствующей тенденции Россия, не отличающаяся дипломатической тонкостью на Кавказе, должна подавать жителям этого стратегически важного для нее региона блюда под приятным «соусом». Но, судя по реакции армянских экспертов, она в очередной раз не потрудилась это сделать.

И касается это не только Армении, но и Азербайджана, который достаточно нервно отреагировал на создание ОГВ. Так, издание 1news.az интересуется, не направлена ли российско-армянская группировка войск «на поддержку агрессора» (Армении — прим. автора), и, соответственно, не может ли ее создание рассматриваться как враждебное Азербайджану действие: «Насколько такая группировка целесообразна с точки зрения геополитики, и не несет ли это скрытую угрозу для региона в целом».

Как сказал изданию азербайджанский военный эксперт Яшар Айдемиров, «вряд ли армяне смогут использовать эту группировку против Азербайджана. Россия не будет там ничего предпринимать. Просто военное руководство Армении атрофировалось в результате последних боев с нашими войсками, и было заменено, а поскольку армяне не способны тягаться с нами в гонке вооружений, они полезли „под крыло“ России».

Вместе с тем он отметил, что Армения является «главным врагом» Азербайджана, и «если Россия оказывает ей бесплатную помощь, создает с ней единую систему ПВО, Объединенную группировку войск — это все точно не на пользу Азербайджану». По его словам, Россия таким образом ведет политическую игру, цель которой — отвратить Азербайджан от военного пути решения карабахского конфликта: «Все знают мощь нашей армии, наши ресурсы и психологию народа, и многие пытаются сделать так, чтобы Азербайджан отказался от возможности решения конфликта силовым путем».

А вот мнение политолога, депутата азербайджанского парламента Расима Мусабекова, в соответствии с которым созданию ОГВ может быть несколько объяснений. Первое: «В условиях наблюдаемой в Армении политической турбулентности, растущего недовольства западной армянской диаспоры пророссийским вектором геополитической ориентации Еревана, Москва посчитала необходимым усилить контроль над местными вооруженными силами».

Второе: создание ОГВ, наряду с поставками дополнительного вооружения Армении, «преподносится как верность России своим обязательствам в плане гарантий безопасности Армении. Если ранее 102-я российская база в Гюмри прикрывала Армению от возможного военного давления со стороны Турции, то создание Объединенной группировки, включающей наряду с российскими частями армянский армейский корпус, дислоцированный по периметру границ с Нахчываном, должно демонстрировать готовность Москвы поддержать армян и в случае ответных военных действий Азербайджана с этого направления».

По мнению политолога, дополнительные российские военные поставки Армении, в особенности наступательных реактивных установок «Смерч» и ОТРК «Искандер», создание объединенной военной группировки «объективно усиливает деструктивное поведение Армении в регионе».

«Москва как бы объявляет, что в случае возобновления военных действий они должны вестись исключительно на территории Азербайджана. Получается так: что бы ни вытворяли вооруженные силы Армении против Азербайджана, их собственная территория как бы ограждается от законного возмездия. Тем самым Россия фактически берет на себя ответственность за все последствия деструктивного поведения Армении в регионе. Все рассуждения о том, что Москва своими приведенными выше действиями нейтрализует озабоченности армян в плане безопасности и таким образом стремится побудить их к согласию с предложениями об освобождении хотя бы части оккупированных азербайджанских территорий, совершенно голословные. На практике мы наблюдаем обратное. Армянское руководство, склонявшееся после апрельских военных неудач к определенным уступкам, после получения новых партий российского оружия и дополнительных военных гарантий, лишь ужесточило свои переговорные позиции», — разъяснил Мусабеков.

Исходя из имеющихся реалий, подчеркнул он, Азербайджану придется пойти на ответные меры по укреплению своей обороноспособности — закупкой нового вооружения у Израиля, Пакистана, проведением масштабных учений: «Если кто-то в России полагает, что демонстративной военной поддержкой армян заставят Баку пойти на мир в соответствии с пожеланиями Еревана и Москвы, то он глубоко ошибается».

Словом, совместная российско-армянская войсковая группировка вполне может стать причиной, мягко говоря, недопонимания между Москвой и Баку. Сильно не понравилось ее создание и Грузии — здесь, кстати, проходят учения НАТО. К слову, в конце прошлой недели заместитель помощника генсека альянса Джеми Ши заявил, что Армения и НАТО — очень хорошая «пара для танго». Понятно, что Россия не допустит этого совместного темпераментного танца, некоторые «па» которого Грузия и НАТО уже освоили.

Тем не менее, Тбилиси не может хладнокровно взирать на российские «Искандеры» в соседней Армении, радиус поражения которых составляет 500 километров, и которые могут свободно добраться до грузинской столицы и нефтегазовой инфраструктуры страны. Вообще же, учитывая то, что российские войска базируются не только в Армении, но также в Абхазии и Южной Осетии, Грузия, говорят местные эксперты, полностью контролируется Москвой и находится в окружении войск РФ.

В общем, можно считать, что создание Объединенной группировки войск России и Армении полностью удовлетворило только Москву, частично — Ереван, и совершенно не обрадовало Баку и Тбилиси. Последние смогут сказать России «спасибо» только в случае очень тяжелого развития событий — массированного наступления террористов на Южный Кавказ и успешности мер ОГВ по отражению их активности.