Главный герой Гамбурга

12 декабря 2016, 13:55
Идей о том, как повлиять на ситуацию в Донбассе, на заседании совета глав МИД стран ОБСЕ так и не появилось. Зато «звездой» форума стал российский министр Сергей Лавров.

Европа без разделительных линий — девиз прошедшего 8—9 декабря в Гамбурге заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ (СМИД). Но осуществима ли подобная идея в сегодняшних реалиях? Мнения по данному вопросу разделились. Глава МИД Австрии Себастьян Курц, который в 2017 году также будет занимать должность действующего председателя организации, на одном из заседаний СМИД заявил, что повышение доверия между государствами-участниками организации будет одним из приоритетов австрийского председательства.

«Я как человек 30-летний, в общем-то не переживал времена „холодной войны“. Я об этом знаю только по учебникам истории. Однако в последние годы „блоковое мышление“ вновь стало действительностью, оно вернулось на наш континент. Для нас огромная цель сделать вклад в то, чтобы это „блоковое мышление“ вернулось туда, где ему место — в учебники истории. И мы постараемся постепенно восстановить доверие между государствами-участниками», — отметил Курц. «Австрия по традиции является страной, у которой хорошие связи и на Востоке, и на Западе», — добавил он.

Однако министр иностранных дел России Сергей Лавров довольно скептически отозвался об усилиях стран ОБСЕ придерживаться единой линии действий. «Честно говоря, мы рассчитывали, что министерские решения будут солидными и их пакет — внушительным. Но пока вырисовывается риск того, что этого не произойдет, потому что некоторые делегации делают искусственные и неприемлемые увязки», — сказал российский министр.

По его словам, «более того, на ранней стадии выяснилось, что предвзятость диктует позицию, которую некоторые делегации занимают в отношении наших инициатив. Мы предложили два проекта решения, которые абсолютно вписываются в мандат ОБСЕ: первый по обеспечению плюрализма СМИ, это должно быть вам небезынтересно, второй — против дискриминации в спорте. Это абсолютно очевидные, правильные вещи… Но нам не удалось не только прийти к консенсусу, но наши предложения даже не были вынесены на обсуждение экспертов всех стран ОБСЕ. Мы об этом глубоко сожалеем».

На своей пресс-конференции Лавров также посетовал на то, что до сих пор, в течение двух лет, не принята декларация о недопустимости ущемления прав и преследования христиан и мусульман.

Других почему-то «дискриминация в спорте» интересовала меньше. Постпред США при ОБСЕ Дэниел Бэр в беседе с корреспондентом «Росбалта» и без обиняков заявил, что Европу сегодня разделила Россия.

Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер, отметил, что основным «яблоком раздора» в настоящее время является Украина. Из-за конфликта в Донбассе, считает он, и наблюдается «глубокий раскол» в рядах ОБСЕ. Именно тема Украины, как никакая другая, больше всего упоминалась в выступлениях. И, увы для России, в заявлениях 53 из 57 министров стран ОБСЕ так или иначе говорилось об «оккупации Крыма» и (или) о «российской агрессии» на Востоке Украины.

Министр иностранных дел Германии Франк- Вальтер Штайнмайер считает, что так получилось потому, что «Украина — это самый молодой конфликт в регионе ОБСЕ».

Напомним, что именно ОБСЕ создало Трехстороннюю контактную группу по разрешению данного конфликта, и работа ее представителя Мартина Сайдика достаточно подробно была рассмотрена на СМИД, отмечена их большая роль, но и только.

«Мы выражаем благодарность СММ и трехсторонней контактной группе за их труд и упорство. Но ОБСЕ не может решить этот конфликт по-своему. Нам необходимо срочно остановить недавнее ухудшение обстановки в плане безопасности…», — сказал Штайнмайер.

Коснулся темы Украины в своем выступлении, разумеется, и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Сказав о проблеме обмена пленными, он прокомментировал проблемы, существующие в «вычерчивании» «дорожной карты» по реализации «Минска-2».

«Все сейчас упирается в то, что наши украинские коллеги на каком-то этапе стали блокировать любое продвижение по вопросам специального статуса Донбасса, закрепления этого статуса в конституции, проведения амнистии и организации выборов на этих территориях, требуя, чтобы сначала наступила полная тишина в плане безопасности, чтобы целый месяц не было ни одного выстрела. Вы понимаете, что это нереально, при всем желании, сделать так, как просят украинские коллеги? — заявил российский министр. — Физически невозможно проконтролировать каждого человека на линии соприкосновения. С разных сторон происходят провокации. Там находятся добровольческие батальоны, которые вообще никому не подчиняются — это тоже головная боль, по-моему, даже для украинского правительства, хотя некоторые пытаются превратить их в специальную экстремистскую силу, легализовать в этом качестве».

Отметим, что украинская сторона действительно ставит во главу угла необходимость соблюдения той самой «полной тишины» — еще до выборов и «особого статуса», который, надо сказать, в украинском обществе, в значительной степени не поддерживается.

Кстати, вокруг пресс-конференции Сергея Лаврова возник настоящий ажиотаж — яблоку буквально было негде упасть, чему, наверное, способствовал предшествовавший инцидент со съемочной группой Reuters: назвал российский министр их дебилами или лет? Вбрасывалась даже версия, что «недипломатические выражения» были смонтированы позже «украинцами». В общем, организаторам приходилось чуть ли не «утрамбовывать» журналистов, занявших даже стоячие места в конференц-зале, попутно призывая их на разных языках «дать дорогу» Лаврову. Потом, правда, для него была открыта другая дверь, чтобы не продираться сквозь толпу пишущей и снимающей братии. Если б все решалось так просто.

В итоге заявлений по итогам СМИД было принято много, в том числе, и по проблеме Нагорного Карабаха, но, разумеется, ни одно из них не станет той самой «окончательной бумажкой» (чего, впрочем, никто и не ожидал). Однако генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер видит позитив уже в том, что его организация выступает «местом для дискуссий».

«Я никогда не комментирую политику какой-либо страны, я имею в виду государства-участники ОБСЕ. Сама ОБСЕ — это платформа для того, чтобы они комментировали политику друг друга, — сказал Заньер в беседе с корреспондентом „Росбалта“. — Порой нашу организацию задействуют чрезмерно, в том числе для взаимных обвинений. Но я считаю, что ОБСЕ может служить и платформой для позитивного диалога, с учетом сложных обстоятельств, спрос на такой диалог только растет».

Герман Напольский, Гамбург

#Политика #Главное #Всегда актуально #Сергей Лавров #В мире #Себастьян Курц
Подпишитесь