Posted 15 декабря 2016,, 09:13

Published 15 декабря 2016,, 09:13

Modified 31 марта, 00:52

Updated 31 марта, 00:52

Конституционный суд решит вопрос о выплате компенсаций акционерам ЮКОСа

15 декабря 2016, 09:13
«На самом деле мой отзыв мог бы быть очень коротким. Это концовка старого еврейского анекдота — никому ничего», — заявил представитель правительства в КС РФ Михаил Барщевский.

Конституционный суд РФ приступил к рассмотрению дела о возможности выплаты компенсации акционерам нефтяной компании ЮКОС. Как сообщает корреспондент «Росбалта», на заседании были заслушаны позиции Минюста, представителей президента, Совета Федерации, правительства и других. Адвокат, представляющий интересы ЮКОСа, в суд не явился.

Поводом к рассмотрению дела стало обращение Минюста. Чиновники решили выяснить, соответствует ли Конституции РФ решение ЕСПЧ от 31 июля 2014 года, которое обязывало Россию выплатить всем акционерам ЮКОСа, имевшимся на момент ликвидации компании, компенсацию в общем объеме 1,8 млрд евро. Европейский суд пришел к такому выводу, основываясь на нормах протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Было указано, что акционеры понесли материальный ущерб из-за ретроспективного взыскания штрафов за налоговые правонарушения 2000-2001, которые должны быть компенсированы.

В Минюсте полагают, что подобное толкование ЕСПЧ расходится с Конституцией РФ. В министерстве считают, что выплата компенсаций акционерам ликвидированной в 2007 году компании противоречит принципу справедливости и равенства. Кроме того, в данном случае деньги требуется выплатить неопределенному кругу лиц, в отношении которых не было установлено каких-либо нарушений Конвенции. Заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин отметил, что решение ЕСПЧ в принципе является «злоупотреблением вопросами права». «Диалог между нами не должен переходить в монолог ЕСПЧ», — отметил замминистра.

Представители ведомств единогласно поддержали позицию Минюста. По сути, повторялись одни и те же доводы. Указывалось, что присужденная компенсация является не право-восстановительной мерой, а штрафной санкцией. При этом сами предпосылки присуждения коменсации якобы были неверны. В том числе потому, что дело ЮКОСа предварительно не рассматривалось внутри российского государства, компания сразу решила судиться в Европе. Кроме того, компания на момент ликвидации имела долги. Также компенсация была присуждена всем акционерам, которые даже не заявляли о нанесении им вреда и лично не обращались в ЕСПЧ.

«На самом деле мой отзыв мог бы быть очень коротким. Это концовка старого еврейского анекдота — никому ничего», — резюмировал представитель правительства в КС РФ Михаил Барщевский.