Posted 21 февраля 2017,, 16:10

Published 21 февраля 2017,, 16:10

Modified 31 марта, 00:08

Updated 31 марта, 00:08

История российского эпатажа в холстах и гаджетах

21 февраля 2017, 16:10
Музей «Эрарта» почти одновременно представил две выставки, авторов которых можно назвать нонконформистами своего времени, — Глеба Богомолова и Сергея Шнурова.

К Богомолову это звание относится в официальном смысле. Ведь нонконформистами именовались все, кто в 50-80-х годах не вписывался в концепцию соцреализма, принятого и одобряемого советской властью. То есть такие, как Богомолов.

А вот Шнурова причислить к нонконформистам можно только условно. Запретов и гонений в изобразительном искусстве сейчас нет — только разовые акции каких-нибудь защитников «духовных скреп» — а значит, любой жанр является разрешенным. Кроме того, в эпоху свободного доступа к информации всякого рода художнику-хулигану, каковым мы считаем Шнурова, придется очень постараться, чтобы по-настоящему кого-то удивить.

Шнуров и не удивил.

На выставке «Ретроспектива брендреализма» были представлены ровно такие произведения, какие мы ожидали увидеть. В частности, отсылки к роликам на YouTube, в том числе к прославленным «Лабутенам». Было очень забавно наблюдать, как молодые посетительницы фотографируются на фоне этих коллажей. Осознанно или нет, они следуют примеру героини нашумевшего клипа, считая «главным экспонатом» именно себя любимую. А помочь им в этом призваны наряды, сумки и гаджеты известных брендов.

Шнуров на первый план выводит торговые марки и поклонение им. Представленные работы не выполнены его рукой с начала до конца, но он называет себя худруком. И надо сказать, идея совместить в одной выставке фотоколлажи, предметные инсталляции, ювелирные поделки и вышивку весьма похвальна и порадует тех, кто устал рассматривать «экзистенциальные» холсты, замазанные серой краской.

За что же Шнурова можно считать нонконформистом? Сейчас нет единого официально признанного жанра. Однако никто не отменял неофициальную «линию культурной партии». А она, если судить по последним тенденциям — инсталляции из мусора, рисование «биологическими жидкостями», использование частей тела вместо кисти или шпателя, — сводится к тому, чтобы нести абсолютно пустую, неинтересную и уже не новую ахинею с крайне серьезным выражением лица, что у «мастера», что у искусствоведов, боящихся прослыть отсталыми.

Где-то здесь круг замыкается. И мы понимаем, что уже видели это в том же соцреализме. Незачем нападать на сам жанр: в нем работали прекрасные художники — Аркадий Пластов, Анатолий Левитин, Дмитрий Жилинский. Они писали солнечный свет так, что от их картин по-прежнему веет теплом. Но бесспорно и то, что многие произведения с нулевой эстетической и смысловой ценностью были переполнены пафосом. Публике же приходилось делать вид, что она это поддерживает.

Но в то время был дефицит вариантов. А сейчас не составляет никакого труда отличить искусство от претенциозной подделки, идеальное определение которой — дешевка. И только страх показать себя несовременным и неприобщенным возводит ее в ранг «современного искусства», как получилось с «Войной» или, не к ночи будь помянут, с Петром Павленским.

Шнуров же словно призывает: не надо серьезности! Он более адекватный и приземленный человек, чем кажется по его песням. И с изобразительным искусством знаком не понаслышке. Но для него это лишь легкое увлечение. Лидер группы «Ленинград» ничего не стремится доказать. Он прекрасно сознает, что в век реалити-шоу и порносайтов его мат и генитальные символы никого не шокируют, что в «брендреализме» нет, по сути, ничего нового. Ведь на тему рекламы и товаров массового потребления давно высказался Энди Уорхол. Да и экспонаты вроде стульчака-магнита или «рюмки водки на столе» — прямая отсылка к ready-made, основанному Марселем Дюшаном еще в 1914 году.

И поскольку рокер признает, что не является автором этих произведений, то как художника его вообще не стоит оценивать, а как организатора и вдохновителя такого сатирического шоу стоит похвалить. «Глубокие ценители» того, что сейчас нам выдают за искусство, углядят в нем насмешку над обывателем в плену брендов, в то время как выставка смеется над ними, проверяя, как далеко они способны зайти в поисках скрытых смыслов. Все творчество Шнурова является насмешливым и в то же время притягательным. На выставку люди идут потому, что им интересна его личность, а не для того, чтобы казаться умными. А в текущую эпоху именно такие люди кажутся нонконформистами.

С Глебом Богомоловым ситуация иная. Этот художник, как и Шнуров, родом из Ленинграда, он не получил профильного образования, сменил много специальностей, но постоянно занимался живописью, был членом Товарищества экспериментального изобразительного искусства. Более 300 его выставок прошли в России и за рубежом. Выставка в Эрарте является посмертной — художник скончался в марте прошлого года.

В прошлом веке он мог считаться новатором, хоть и с оговоркой — абстрактное искусство в Россию проникло много раньше, и его идеологами были такие художники, как Александр Родченко или Эль Лисицкий. Но Богомолов работал в непопулярном и рискованном в его время жанре, и этого нельзя не признать.

Другой вопрос — сумел ли он развить и дополнить этот жанр, не копировать старые образцы, а стать сооснователем новых. При всей спорности жанра этого, видимо, не произошло. Экспозиция «Византийская виза» скучна, не несет никакого эмоционального оттенка и не отражает ничего личностного. Цветовые плоскости напоминают многих авангардистов, в частности Марка Ротко. Мастер даже не озадачивался названиями картин, которые то и дело повторяются и не отягощены смыслом (к примеру, «Композиция» или «Столп»).

Смешанная техника картин Богомолова интересна, но только в качестве вспомогательного материала к полноценной композиции, а также к прикладному творчеству — декорациям, книжным переплетам, иконописи, бижутерии, росписи. Просто закрашенный холст или символический набросок головы — это пустая трата такой техники и самые тоскливые впечатления от картин. Тем, кто занимается изучением советского авангарда или пробует этот жанр на практике, стоит посетить эту экспозицию. Всем остальным лучше пойти на выставку лидера группы «Ленинград».

Выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма» открыта для посещений до 9 апреля, выставка Глеба Богомолова «Византийская виза» — до 10 апреля.

Людмила Семенова

О других интересных событиях в культурной жизни Северной столицы читайте на сайте «Петербургский авангард».