Posted 3 марта 2017,, 19:24
Published 3 марта 2017,, 19:24
Modified 31 марта, 00:03
Updated 31 марта, 00:03
Понятно, что это не официально все. Понятно, что никто не придет к патриарху в его Синод и не скажет: а давайте махнемся, вы нам Исаакий взад отдадите, а мы вам гражданство почетное ввернем. И уж точно не ради почетного гражданства для патриарха затевалось все это — то есть собор в заложники не брали.
Но я думаю, что для патриарха в таком обмене никакого почета не будет. Это будет его поражением. Если бы про один конкретный храм шла речь. Но даже в эти последние дни мы уже и про Институт океанографии слышали, и про роддом в Костроме, которые хотят выселить, а на их месте устроить что-то священное и богобоязненное. Про Спаса-на-Крови не зря говорили и про Василия Блаженного. Не для того это затевается, чтобы выторговать почетные звания и прочие цацки.
Звания и цацки — это не более чем бонусы, которые сами собой должны прикладываться к ценному движимому и недвижимому имуществу. Православная церковь, не как Божественное представительство на земле, а как простая контора Никанора хочет забрать себе материальные ценности, а попутно утвердить в нашем сознании, что отныне эта конкретная конфессии не отделена от государства. Что РПЦ становится частью этого государства. Что помимо законодательной, исполнительной и судебной властей, у нас еще будет власть церковная. И стремление сцапать соборы, институты, роддома и просто здания в разных городах — это даже скорее не акт наживы, а демонстративный акт, чтобы показать, кто тут от имени Бога с нами разговаривает и кого мы обязаны уважать не меньше светского начальства. Чтобы Закон Божий был в школах — желательно вместо астрономии. Чтобы солдаты в армии с утра икону целовали и шли красить траву и шагать по плацу. Чтобы на аборт сначала в храме справку дали, а потом уж у врача, да и вообще — к доктору идти не так уж обязательно, лучше сразу к батюшке. А батюшка скороговоркой полечит, протянет пухлые пальцы для поцелуя, сядет в «Ленд Крузер» и поедет в номера. Вот ради этого все затевается — а вы про какой-то Исаакий талдычите.
И в этом смысле звание почетного гражданина для патриарха — это как рыбе зонт. Но если вдруг все же так случится, что Исаакиевский собор оставят музеем, а патриарху Кириллу присвоят почетное гражданство Петербурга, я, конечно, порадуюсь. Может, даже свечку поставлю.
Антон Орехъ, публицист