Posted 7 марта 2017,, 07:45

Published 7 марта 2017,, 07:45

Modified 31 марта, 00:02

Updated 31 марта, 00:02

Киевские реаниматологи не спасли коррупционера от СИЗО

7 марта 2017, 07:45
В последние дни вся Украина следила за попытками посадить главного фискала страны. Получилось с трудом: сначала тот «уехал» из-под ареста в инвалидном кресле.

Украину трясет уже без выходных. В минувший уикенд был нарушен привычный график подачи громких скандалов: граждане успели привыкнуть к тому, что в течение недели события совершаются, а в нерабочие дни, в итоговых выпусках новостей топовые журналисты с помощью всезнающих экспертов объясняют обывателям истинное значение тех или иных происшествий. Предполагалось, что прильнувшим к экранам в субботу и воскресенье украинцам расскажут о реальных последствиях самых резонансных событий прошедшей недели: блокады железнодорожного сообщения с Донбассом и взятия «сепаратистами» под свой контроль украинских предприятий в ОРДЛО — «отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Планы спутал неожиданный скандал с попыткой ареста главы Государственной фискальной службы страны Романа Насирова. Украинцам, фактически в формате реалити-шоу демонстрировали как представители Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) безуспешно пытаются предъявить Насирову обвинение в коррупции. Телезрители получали свежие, но противоречивые сведения чуть ли не в прямом эфире. Мероприятия по аресту главного фискала подавались в приключенческом жанре, но больше напоминали фарс.

В четверг, 2 марта, поздно вечером в киевской больнице «Феофания» представители НАБУ вручили «уведомление о подозрении» (на Украине применяется такая формулировка до предъявления обвинения) Насирову. Его подозревают в злоупотреблении властью и причастности к налоговым манипуляциям газовых компаний опального депутата Александра Онищенко.

Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура провели серию обысков в Государственной фискальной службе. После нескольких часов бесплодных попыток детективы НАБУ все-таки попали в палату Насирова и зачитали ему сообщение о подозрении. Насирову инкриминируется статья 364 Уголовного кодекса — злоупотребление властью или служебным положением. Самого Романа Насирова после этого перевели в реанимацию с диагнозом инфаркт миокарда.

НАБУ подозревает, что полученная от Государственной фискальной службы рассрочка по уплате ренты за добычу природного газа, была частью схемы фирм нардепа Александра Онищенко в завладении денежными средствами ПАО «Укргаздобыча» на сумму 740,07 млн грн. Следователи предполагают, что преступная деятельность группы Онищенко маскировалась с помощью того, что фирмы не платили ренту в государственный бюджет. А за счет этого частично перечисляли деньги на счета «Укргаздобычи» под видом доходов от осуществления совместной деятельности. Именно для этого была получена рассрочка по решению Государственной фискальной службы Украины. Позже стало известно, что Насирова подозревают в совершении действий, которые нанесли государству ущерб на сумму 2 млрд грн.

Эпопея с задержанием главы ГФС продолжалась непрерывно в течение трех суток. Насирова возили на больничной тележке по разным отделениям элитной «Феофании» с подозрениями на разные болезни: от гипертонического криза до инфаркта миокарда. Заседание суда прерывалось на капельницы и процедуры. Представители НАБУ и САП преследовали цель не дать сбежать Насирову и добиться его заключения под арест. Адвокаты же главного фискала страны, которых оказалось аж 9 человек, «насмерть сражались» с представителями власти, находя разные юридические трактовки и нарушения в их действиях. В воскресенье, 5 марта, Соломенский районный суд Киева начал рассмотрение ходатайства САП об избрании меры пресечения отстраненному председателю ГФС. После того как адвокаты Насирова подали ходатайство об отводе судьи, в заседании был объявлен перерыв до понедельника в связи с отсутствием на рабочем месте еще одного дежурного судьи.

Все это напомнило зрителям, как в критические для их карьеры дни в инвалидных креслах ездили Юлия Тимошенко и мэр Харькова Геннадий Кернес. Видимо, этот волшебный вид транспорта помогает сберечь не только здоровье. Так произошло и в этот раз. Непонятно, надолго ли увезла медицинская тележка Насирова от представителей правосудия, но пока увезла. Защитники главы ГФС добились своего — в 00:00 6-го марта истек 72-часовой срок предварительного задержания Насирова, а решение суда о мере пресечения в отношении него не принято.

«После окончания срока временного содержания под стражей у работников НАБУ и САП нет законных оснований ограничивать свободу передвижения подозреваемого. Следовательно, вооруженная охрана, которая сопровождала задержанного, будет отозвана», — сообщили в НАБУ.

Предполагается, что продолжение следует и НАБУ предъявит Насирову новое обвинение, но интересно, в первую очередь, не это, хотя сам прецедент с чиновником такого масштаба, безусловно, выдающийся. Интересна реакция украинских политиков и общества.

Свое мнение озвучил народный депутат от Блока Петра Порошенко (БПП) Мустафа Найем в Facebook: «Выходом может стать только новое подозрение по новому делу, которое вручат подозреваемому по истечении 72 часов».

«Но это только отсрочит необходимость принятия решения. Важно помнить, что Роман Насиров не просто глава фискальной службы. Он один из ближайших соратников главы государства и открыто поддерживается парламентским большинством, — считает нардеп. — Его арест может стать началом крушения института политической крыши — тысячи чиновников и политиков воочию получат сигнал, что даже самая высокая политическая крыша в ключевой момент может не сработать».

Многие украинские политики отметили, что действия следователей НАБУ показывают правильность создания подобной структуры в стране. Сотрудники бюро могут ошибаться, поскольку им еще не хватает опыта, но со временем это пройдет.

«На самом деле, событие очень ожидаемое или долгожданное, в частности, предпринимателями. Мы неоднократно подавали заявления, наша организация и ряд дружественных организаций, неоднократно указывали на недостатки работы ГФС и обращались и к премьеру, и к президенту, призывали сменить главу Насирова, но не было на то политической воли, — комментирует ситуацию председатель Всеукраинской общественной организации „Союз защиты предпринимательства“ Сергей Доротич в эфире радиостанции „Голос Столицы“. — В принципе, после того как, благодаря журналистам, была поднята тема конфликта между Онищенко и президентом, для меня лично стало понятно, что и дни Насирова уже исчерпаны. Потому что его назначение есть определенная договоренность между президентом и другими олигархами, в том числе и Онищенко».

«Сейчас всех волнует вопрос — будут ли дальше продолжаться аресты или этот неуправляемый процесс борьбы с коррупцией будет остановлен. После попытки ареста Насирова все ждут обострения этой борьбы. В любом случае, для украинского общества аресты обычного министра-вора или рядового народного депутата- мультимиллионера уже не интересны. Разве что сразу „пачками“, целыми фракциями или целым списком — тогда, другое дело», — пишет в своем блоге украинский политолог Виктор Небоженко.

Стоит отметить, что 5-го марта возле здания Соломенского райсуда на Вознесенском спуске в Киеве собралось более тысячи активистов и обычных граждан, которые пришли в суд с требованием продолжить рассмотрение ходатайства об избрании Насирову меры пресечения. Также участники акции намерены были предотвратить его побег из суда, когда истечет срок временного задержания. Решение разочаровало собравшихся. Еще никогда так сильно люди не желали наказания чиновника, вина которого еще не доказана.

Независимый харьковский социолог Олег Пухарцев считает, что действующее руководство Украины за последний месяц допустило развитие событий, которое может оказаться губительным как для него самого, так и для страны в целом. «В случае с Насировым, запустив процесс борьбы с коррупцией хоть сколько-нибудь правдоподобный, показало свою аморфность и бессилие, оказавшись не в состоянии даже арестовать подозреваемого, — поделился эксперт своим мнением с „Росбалтом“. — А в случае с блокадой, создало прецедент бездеятельности относительно инициаторов акции. Общество сделало выводы — 200 человек могут взять за горло всю страну и им за это ничего не будет».

И все же «сенсация» получилась. Хотя бы с Насировым. Суд в ночь на 7 марта избрал для председателя Государственной фискальной службы Украины меру пресечения в виде содержания под стражей сроком 60 дней, до 30 апреля 2017 года, с возможностью внесения залога в размере 100 миллионов гривен (примерно $3,7 млн). Причем прокуратура просила и вовсе 2 млрд.

Валентин Корж