Posted 14 марта 2017, 12:25
Published 14 марта 2017, 12:25
Modified 30 марта, 23:58
Updated 30 марта, 23:58
Накануне сторонники сохранения Исаакиевского собора в статусе музея не скрывали своей радости. Смольный все же согласовал очередную протестную акцию в центре города, в выходной день. Казалось, что власти решили не спешить с передачей собора церкви. Наложились и обеспокоенные высказывания деятелей культуры, и слова анонимных кремлевских источников о том, что процесс не был согласован с президентом. На некоторое время все затихло.
Но тревожные вести, как обычно, пришли неожиданно. Неназванные источники в Министерстве культуры РФ сообщили РБК, что власти Петербурга дали руководству музея указание освободить помещение в кратчайшие сроки. Чиновники якобы выразили желание завершить процесс переезда к православной Пасхе, то есть 16 апреля. В качестве варианта предлагалось перевезти объекты из собора в музей истории Петербурга, так как у музея собора нет подходящих помещений.
Директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров подтвердил «Росбалту» факт получения устного задания со стороны комитета по культуре Смольного. При этом он предположил, что петербургские чиновники действуют по указанию «вышестоящей организации». Но речь пока шла не об ультимативном указании, а лишь о пожелании рассчитать сроки переезда.
«Мне задавались вопросы, а можно ли успеть совершить переезд за месяц, то есть, видимо, как раз к Пасхе. Я отвечаю, что это не реально без нарушения целого ряда законов. Надо понимать, что переезд сопряжен с целым рядом действий, — пояснил Буров. — Каждый предмет необходимо упаковать. А прежде чем упаковать, надо заказать проект этой самой упаковки. Предмет надо застраховать. Значит, надо заключить договор со страховыми компаниями, имеющими лицензии. При любой закупке на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, должны проводиться конкурсные процедуры. Это достаточно хлопотное и длительное по времени мероприятие. Мы сегодня будем считать и, может быть, к вечеру что-то и рассчитаем».
По словам источников, близких к директору музея, тот уже обратился в комитет по культуре с заявлением о том, что в будущем готов работать только с письменными распоряжениями. Пока же все указания даются исключительно на словах.
Председатель комитета Константин Сухенко традиционно оказался недоступен для комментариев.
Вообще история с Исаакиевским собором пока подкреплена только одним документом. Комитет имущественных отношений выпустил распоряжение о подготовке передачи музея в ведение РПЦ, датированное 30 декабря 2016 года. Но, согласно федеральному закону, подобные действия не производятся просто так, по щучьему велению. Сначала религиозная организация должна отправить светским властям заявление о том, что хочет получить в пользование конкретное здание. Такое письмо приходило в Смольный в 2015 году, но губернатор ответил церковникам отказом. Переезд собора глава города счел нецелесообразным, в том числе и по финансовым причинам.
Но несмотря на то, что ситуация с Исаакием муссируется уже третий месяц, РПЦ до сих пор не отправила в Смольный нового запроса. Этот факт накануне подтвердила представитель комитета имущественных отношений (КИО) Мария Вишневская. Чиновнице пришлось рассказать о ситуации в Смольнинском райсуде, где уже рассматривается дело о незаконности передачи собора, инициированное несколькими петербуржцами.
В суде Вишневская пояснила, что КИО запустил процесс передачи ради экономии времени и по указанию главы города. Представители РПЦ действительно не обращались в комитет, но зато патриарх Кирилл вел личную переписку с Георгием Полтавченко. Вишневская выразила готовность предоставить этот документ. При этом суд решил привлечь к делу и губернатора Петербурга как лицо, запустившее процесс передачи собора. Но следующее заседание по делу назначено на 17 апреля. Если верить намерениям чиновников, то к этому моменту все будет решено.
Дата 16 апреля первый раз была упомянута в этой истории благодаря группе петербургских ректоров. После приема у спикера ЗакСа Вячеслава Макарова они подписали коллективное письмо, где настоятельно просили губернатора завершить процесс передачи к Пасхе. Правда, обращение получилось сомнительным. Например, в СПбГУ поспешили заявить, что подпись первого проректора под письмом вовсе не выражает позицию всего вуза.
Нехватка официальных документов, слухи и многочисленные ссылки на таинственные источники делают историю вокруг собора все более и более запутанной. Конспирологи уже поговаривают, что все неспроста. То ли отставка губернатора Петербурга на подходе, то ли над митрополитом Варсонофием сгущаются тучи. Новости о чуть ли не военной эвакуации музея являются плодородной почвой для таких слухов. Но как бы то ни было, переезд музейной коллекции из 26 тыс. экземпляров за месяц остается делом практически нереализуемым.
«Такие сжатые сроки кажутся мне нереалистичными. Когда речь шла о переезде музея из Казанского собора, процесс происходил в два этапа, в том числе был период совместного использования с РПЦ», — отметила директор Государственного музея истории религии Любовь Мусиенко.
В конце концов ситуацию вынужден был прокомментировать и вице-губернатор Владимир Кириллов, ответственный за сферу культуры. Он подтвердил, что пока нет каких-либо оснований для рассмотрения вопроса о передаче музейных ценностей из Исаакиевского собора в другие музеи Петербурга. Но не стал отрицать, что в Смольном прорабатываются «любые варианты развития событий». В качестве приоритетной площадки для хранения музейных ценностей и размещения экспозиции действительно рассматривается и Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Так что в новости от анонимных источников все же оказалось много достоверной информации. Правда, чиновники поторопились и не учли, что их благородное рвение станет достоянием общественности. А работа на опережение будет воспринята в штыки. Может быть и так, что чиновники просто решили «отыграть назад» после того, как информация просочилась в СМИ.
Спокойнее всего к ситуации относятся в Санкт-Петербургской епархии. Протоиерей Александр Пелин посоветовал горожанам побольше молиться и не вмешиваться в процесс передачи собора. «Было это распоряжение — слава Богу. Не было — тоже слава Богу. Слава Богу за все. Давайте просто не мешать работать людям, которые участвуют в этом процессе. Пусть они спокойно занимаются своим делом», — заключил он.
Софья Мохова