Posted 16 апреля 2017,, 08:30
Published 16 апреля 2017,, 08:30
Modified 30 марта, 23:35
Updated 30 марта, 23:35
Исе Ямадаеву предъявлены обвинения в организации покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова. Старопромысловский суд Грозного вынес решение о его заочном аресте, также он объявлен в международный розыск. Примечательно, что все следственные действия ведутся без участия представителей Ямадаева. Более того, ГСУ СК РФ по Чечне упорно «не замечает», что Ямадаев является действующим служащим Минобороны и отказывается передавать дело в военное следствие, как это положено по закону.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, события вокруг Исы Ямадаева разворачиваются стремительно, причем часть своей работы чеченские силовики перенесли в московский регион, где чувствуют себя не менее уверенно, чем по основному месту службы. Так, 10 апреля оперативники ЦПЭ МВД Чечни прибыли в квартиру семьи Ямадаевых в Одинцово, где без каких-либо видимых причин задержали супругу Исы и его племянника. Их доставили в ОМВД по Одинцовскому району, где начали допрашивать без адвокатов. Это продолжалось в течение 3-4 часов, вопросы были на одну тему: где можно найти Ямадаева? И это при том, что Иса находится под государственной защитой — как лицо, на которое готовилось покушение (за его организацию разыскивается бывший советник главы Чечни Шаа Турлаев). Более того, Ямадаев — как охраняемая персона и действующий военнослужащий — извещает о своем местонахождении Центр госзащиты МВД РФ и командование воинской части. Однако подобные сведения чеченские оперативники пытаются получить через его родственников. Только после вмешательства адвокатов близких Исы Ямадаева отпустили.
А уже 13 апреля, ближе к вечеру, защитники (по понятным причинам, его интересы представляют московские юристы) узнали, что на следующий день в Старопромысловском суде будет рассматриваться вопрос о заочном аресте их клиента. Учитывая, что извещение пришло меньше чем за 24 часа до начала слушаний (как это положено по закону) и физически прибыть в указанный срок было невозможно, заседание попросили отложить. Несмотря на это, слушания состоялись. В их ходе выяснилось, что 12 апреля ГСУ СК РФ по Чеченской Республике заочно предъявило Ямадаеву обвинения по статьям УК РФ 30 и 105 (покушение на убийство). В этот же день он был объявлен в международный розыск (в марте, как ранее сообщал «Росбалт», Ису Ямадаева объявили в федеральный розыск). Об этих следственных действиях не были извещены его адвокаты, они проводились в их отсутствие.
Защита Исы успела передать свои возражения в Старопромысловский суд в письменной форме. В них адвокаты настаивали, что абсолютно все следственные действия, которые принимаются в отношении Ямадаева, — незаконны. Главная причина этого в том, что ГСУ СК РФ по Чеченской Республике известно, что Иса Ямадаев — действующий военнослужащий в/ч 16544 Минобороны. В связи с этим, согласно российскому законодательству, дело должно вести не гражданское, а военное следствие. Также в отношении Ямадаева приняты меры государственной защиты — как к лицу, на которое неоднократно готовились покушения. Охрану осуществляет уполномоченный орган государственной власти, представители которого считают невозможной явку Исы в Чечню для проведения следственных действий, так как в Республике невозможно надлежащее исполнение его госзащиты. При этом данный орган уведомлен о местонахождении Ямадаева, поэтому считать его скрывшимся или уклоняющимся от следствия — невозможно.
Однако Старопромысловским судом данные доводы не были услышаны: 14 апреля он вынес решение о заочном аресте Ямадаева.
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого сказано следующее: «в мае 2016 года Ямадаев И.Б. вступил в преступный сговор с Альвиевым А.Я., направленный на организацию и совершение убийства Главы Чеченской Республики Кадырова Р.А., за денежное вознаграждение в размере $100 тыс. — каждому лицу, принимавшему участие в преступлении. Также Ямадаев И.Б. принял на себя обязательства по обеспечению необходимым огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывными устройствами и денежными средствами на расходы, связанные с приготовлением к совершению преступления. Действуя по согласованному с Ямадаевым И.Б. плану, Альвиев А.Я. вступил в преступный сговор с Закараевым Б.И. и Магомадовым Ш. А. для совместного совершения вышеуказанного преступления, получил от неустановленного лица обещанные Ямадаевым И.Б. огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывное устройство и денежные средства в размере $3 тыс. Однако указанные лица не смогли довести свой преступный умысел до конца по независящим от них обстоятельствам, так как Альвиев, Закараев и Магомадов были задержаны сотрудниками МВД Чеченской Республики».
Стоит отметить, что все обвинения строятся исключительно на показаниях бывшего охранника Ямадаева Азиза Альвиева, экс-бойца батальон «Восток» Беслана Закараева и его соседа Шамхана Магомадова, которые изобилуют временными «нестыковками» и прочими «ляпами». Например, Альвиев говорит, что встретился с Ямадаевым для обсуждения «заговора» в мае 2016 года в Подмосковье, однако в это время Иса вообще отсутствовал в России.
Как были получены эти показания — тоже интересная история. Официально в материалах дела значится, что Альвиев, Закараев и Магомадов были задержаны в январе 2017 года. Однако родственники двух последних уверяют, что чеченские силовики схватили их еще в мае 2016 года. Немногим позже Альвиев, уехав на встречу в Москву, тоже исчез загадочным образом. Близкие не видели этих мужчин и ничего не слышали про их судьбу уже почти год. Если им поверить, то получается, что показания на Ямадаева они дали только через 8 месяцев после «неофициального» задержания.
В обвинительном постановлении сказано про «оружие и взрывное устройство». В реальности под этими терминами скрываются, «допотопные» гранатомет «Муха» и пистолет Макарова, а также минный снаряд с взрывателем. Именно с таким арсеналом, как «признаются» обвиняемые, они собирались атаковать кортеж Кадырова.
«Если дело будет передано в военное следствие, оно „рассыплется“ также быстро, как и все другие подобные дела в отношении Ямадаева. Цель этих неубедительных „расследований“ одна — провести операцию по задержанию Исы, которая, как можно предположить, закончится его устранением за оказание сопротивления», — высказал мнение источник «Росбалта».
Впрочем, попадут ли материалы к военным следователям, как это положено по закону, пока не очень ясно. Жалобы на имя главы СК РФ Александра Бастрыкина перенаправляются в ГСУ СК по Чеченской Республике. А жалобы на имя генпрокурора Юрия Чайки, чье ведомство и должно следить за соблюдением законности, и вовсе остаются пока без ответа.
Герман Александров