Posted 7 мая 2017, 07:00

Published 7 мая 2017, 07:00

Modified 30 марта, 23:22

Updated 30 марта, 23:22

Хипстеры не поедут «поднимать целину»

7 мая 2017, 07:00
Ставка на романтизацию Дальнего Востока уже не сработает: в тайгу «за туманами» не поедут. За круглым столом в профильном министерстве обсудили, как привлечь московскую молодежь на «дальневосточный гектар».

Разговор о продвижении программы «дальневосточных гектаров» в Минвостокразвитии обнаружил ряд серьезных проблем, которые заставляют ее буксовать. По мнению собравшихся, это деньги и отсутствие системы.

Как рассказала начальник отдела земельных отношений и территориального планирования департамента развития человеческого капитала и территориального развития Минвостокразвития Александра Демидова, за год подано более 87 тыс. заявлений о предоставлении «дальневосточного гектара». Более 14 тыс. договоров на землю уже заключены. Ежедневно ведомство получает до 40 обращений с просьбой подсказать, разъяснить, уточнить.

Программа должна остановить отток населения, и кое-что уже удается. Так, по словам Демидовой, по сравнению с 2015 годом отток замедлился в полтора раза: с 14,5 тыс. до 10,5 тыс. человек в год. По сравнению с 2014 годом — больше чем вдвое.

По программе, уже к 2025 году население региона должно вырасти с нынешних 6,2 млн до 6,5 млн человек, рассказала замдиректора департамента развития человеческого капитала и территориального развития Минвостокразвития Марина Керчелаева.

Для тех, кто хочет переехать, работает специальный сайт надальнийвосток.рф. По словам заместителя генерального директора «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» Дениса Кузина, если раньше на получение участка уходило 2-3 года, сейчас это можно сделать за 45 дней. При этом, ехать никуда не нужно. Оформить землю на Дальнем Востоке можно прямо из Москвы. Происходит это в уведомительном порядке. То есть, человек заходит в систему и сам выбирает, где взять участок: рядом с населенным пунктом или подальше от цивилизации, у дороги, у ЛЭП или в чистом поле. «Чиновники не принимают никаких решений, они просто подписывают», — пояснил Кузин.

По его словам, большинство посетителей сайта — молодые люди в возрасте 25-34 года. Москва и Московская область на втором месте по числу посещений после Саратова. То есть, люди интересуются. Другое дело, заканчивается ли интерес переездом. За все время действия программы из Центральной России пришло 10 тыс. заявлений. Львиная доля договоров на гектар приходится на самих дальневосточников.

Согласно опросу ВЦИОМ, россиян привлекают Приморский край, Хабаровский край и Амурская область. В основном, гектар берут для того, чтобы построить дом (40%), вести сельское хозяйство (30%) или заняться туризмом (20%). Последний пункт особенно привлекает жителей Центральной России.

Этот же опрос показал, что потенциальные переселенцы ждут от государства того, что им гарантированно дадут работу (отдельным пунктом идет работа по специальности), что детей устроят в детсады и школы, что раз в год всей семьей можно будет бесплатно слетать в другой регион, и что на обустройство на новом месте выдадут «подъемные».

По словам Демидовой, каждый субъект старается разработать свои меры поддержки для тех, кто приезжает. Но, так или иначе, все меры, которых ждут от властей, требуют финансовой поддержки от государства. В начале речь шла о консолидации имеющихся ресурсов и их перераспределения. Однако недавно министерство выступило с инициативой выделить «дальневосточный гектар» в отдельное стратегическое направление для страны, создать под него проектный офис. «Когда вопрос будет решен, мы внесем инициативу в Минфин по выделению дополнительного финансирования», — заметила Демидова.

Меж тем, как добавил Кузин, на самом Дальнем Востоке действует около сотни мер поддержки переселенцев. Примерно 35 из них подходят под гектар.

Согласно закону, если 20 и более граждан подали заявление на получение гектара в зоне, расположенной в 20 и менее километрах от населенного пункта, власти должны помочь им с обустройством, с обеспечением участков инфраструктурой.

Как отметил Кузин, за год на карте региона сформировалось 53 зоны притяжения. В 17 из них сконцентрировано более ста заявлений — в каждой. «В Якутии есть место, насчитывающее порядка 600 заявлений. Это территории вдоль Вилюйского тракта», — рассказал замглавы Агентства.

«Программы развития инфраструктуры существуют, они наполнены деньгами. Другое дело, что акценты в них будут смещены на новые населенные пункты», — добавил он.

По словам Кузина, потенциальные переселенцы делятся на две категории. Первые едут в регион за хорошей работой. Только за 2016 год агентство трудоустроило на Дальнем Востоке 5,5 тыс. работников. Все это — высококвалифицированные специалисты. Как только эти люди приезжают на место, им предлагают взять землю.

Но есть и другие, которые поедут только на гектар.

«Перевести на Дальний Восток можно только тех людей, которые будут воспринимать идею в комплексе: 50% — экономическая выгода, на 50% — романтика, «поехать за туманами», — считает Кузин.

За романтику высказался и председатель Хабаровского землячества в Москве и Московской области, советник губернатора Хабаровского края Сергей Акулич. Он убежден, что проект этот в первую очередь для молодежи, которая хочет не только денег, но самореализации. Дальний Восток мог бы стать хорошей стартовой площадкой, считает он. По словам Акулича, семеро москвичей отправились в ДФО выбирать площадку для строительства аэродрома. У ребят свой пятиместный самолет, купленный за 1,5 млн рублей. Они хотят взять гектар (по одному — на каждого), построить аэродром и развивать вокруг него туристический бизнес. Землячество обещает помочь молодым людям своими гектарами. «Возможно, проект станет градообразующим. Ведь аэродром дает возможности в том числе для санитарной авиации. Город условно может называться Москвамол — Москва молодежная», — заметил председатель землячества.

По словам Кузина, у него тоже есть такие примеры. Один московский сноубордист хочет взять гектар на Камчатке у подножья сопки и обустроить там базу отдыха для приезжающих. Другой москвич взял гектар земли в Амурской области рядом со своим родственником, который занимается сельским хозяйством. Теперь у них вполне солидный семейный бизнес, в котором задействовано до 70 членов семьи, друзей семьи, семей друзей семьи.

«Если подавать заявку коллективно, можно получить неплохой земельный надел, чтобы развернуть собственный бизнес», — заметила Демидова.

При этом не обязательно брать именно гектар, если для жизни и бизнеса столько не нужно. Акулич вспомнил комсомольские отряды, которые ехали целыми составами на Дальний Восток. «Но как сподвигнуть столичных хипстеров на переселение? Возможен ли подобный массовый призыв: молодежь — на гектар!» — недоумевал он.

«В моем окружении 80-100 предпринимателей, и нет ни одного, кто поехал бы на Дальний Восток за романтикой. Но есть те, кто видит здесь перспективу. То есть, интерес есть, но эти люди — скорее реалисты, чем романтики», — заметил юрист, представитель Хабаровского землячества Москвы и Московской области Александр Новак.

Такого же мнения придерживается предприниматель, член правления общественной организации «Молодежь за трезвую столицу» Никита Чижов. «Какой бы я романтик не был, но на Дальний Восток поехал бы только увидев план развития региона», — заметил он. По словам Чижова, когда люди увидят готовую картинку — что будет строиться и развиваться в регионе на горизонте хотя бы 10 лет, привлекательность его возрастет.
Над этим кураторы проекта пока работают. Как рассказал Кузин, на днях Агентство предложило дальневосточным регионам представить сформулировать свое «уникальное торговое предложение», то есть, рассказать, чем они хороши, и что у них происходит, чтобы грамотно себя продать.
Первой отозвалась Амурская область. Главным пунктом в ее списке стало строительство газохимического комбината, вокруг которого потребуется много малых и средних бизнесов. В Приморье тоже строится огромный судостроительный центр «Звезда», вокруг которого появится много разных возможностей. Но комплексного ресурса, на котором были бы представлены все истории, пока нет. По словам Кузина, такой раздел в течение 2-3 месяцев появится на сайте проекта.

Некоторые регионы, например, Хабаровский край, ведут эту работу давно. В правительстве создан центр выдачи гектара, специалисты которого помогут подобрать участок под конкретные цели. В Приморье подобный центр тоже есть, но там работают скорее картографы, которые подскажут, как выбрать участок и не попасть на пересечение границ. Иными словами, сейчас все зависит от воли регионов и денег на содержание штата. Какой-то системы в этом смысле еще нет.

«Идея интересная, но она экономически не подготовлена, — считает председатель Сахалинского землячества Анатолий Косенко. — Все это похоже на фантазии москвичей, очередные сайты. При этом с Сахалина уехала треть населения, то же произошло в Магадане и на Камчатке. Есть три региона — Хабаровский край, Приморье и Благовещенск — которые еще как-то изображают жизнь. Чтобы остановить отток и привлечь туда население, нужна не реклама, а программа. Дорожные карты для хипстеров», — считает он.

Привлекать молодых москвичей в ДФО он предложил по-столыпински: выделять гектары под конкретные цели, обеспечить их инфраструктурой, дать людям школы, больницы — социальные гарантии, определить подъемные, компенсировать расходы на переезд.

«Нужно, чтобы министерство возглавило программу, чтобы отвели площадку, чтобы кто-то головой отвечал за наличие электричества, дорог, больниц. Иными словами, нужна централизованная государственная программа, без которой ничего не выйдет», — считает Косенко.
Начальник отдела по связям с общественностью представительства правительства Пензенской области при правительстве РФ Федор Федотов также выступил за некоторую централизацию. «Сейчас получается, что каждый сам оформляет землю в Интернете, приезжает на Дальний Восток, забивает колышки — и занимайся, чем хочешь? Но это же невозможно! Должен быть какой-то центр приема, сотрудники которого введут вновь прибывших в курс дела», — считает он.

По словам Демидовой, закон «о гектаре» живой. Спустя год работы программы в профильном ведомстве созрели поправки, которые позволят сделать его еще более подвижным. Сейчас они находятся в стадии согласования в регионах. Один из пунктов позволит решить проблемы с межеванием.

В целом же, как показал опрос ВЦИОМ, регион вызывает большой интерес, особенно у молодежи. Но отправиться на Дальний Восток самостоятельно, чтобы присмотреться, может позволить себе далеко не каждый. Другое дело — волонтерские проекты и оплачиваемые стажировки. Иными словами, молодежь с радостью поедет на Дальний Восток за новым опытом, и, может, останется, если он окажется позитивным. Но принять решение о переезде из Москвы вряд ли кто решится, показывает исследование.

По мнению представителя Хабаровского землячества Юрия Туза, министерству развития Дальнего Востока стоило бы наладить взаимодействие с Минобороны, и, возможно, организовать шоу выживальщиков в дальневосточной тайге, которое привлечет внимание и покажет красоты региона.

Анна Семенец