Posted 21 июня 2017, 10:30

Published 21 июня 2017, 10:30

Modified 30 марта, 22:56

Updated 30 марта, 22:56

Украина недовольна своей «недоевроинтегрированностью»

21 июня 2017, 10:30
Верховная рада «взбунтовалась» и небольшим большинством голосов приняла обращение к Евросоюзу о несправедливости экспортных квот, требуя их увеличения.

В Верховной раде всплеск бунтарства. Украинские депутаты принимают законы, которые направлены на поддержание отечественной экономики и идут вразрез с желаниями Европы. Это не нравится чиновникам Евросоюза. Еще в феврале президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, анонсируя выделение Украине второго транша помощи ЕС, хвалил премьера Владимира Гройсмана за усилия по отмене моратория на экспорт украинского леса и обещал Киеву «за это» 600 миллионов евро. Достаточным условием для выделения транша являлась подача правительством в парламент законопроекта, который должен отменить мораторий на экспорт леса-кругляка в страны Европейского союза.

Этот принципиальный вопрос, не просто не сулящий выгоды украинцам, а грозящий откровенными потерями, депутаты приняли «в штыки» и заявили, что голосовать за отмену моратория не будут. ЕС так был нужен лес-кругляк из Украины, что в ответ на закон о запрете его экспорта, который ранее принял парламент и подписал президент, Еврокомиссия заявила, что заморозит очередной транш кредита Киеву, пока тот не снимет запрет. Порошенко, ссылаясь на свой политический авторитет, пообещал европейцам разрулить ситуацию —«деньги давайте и все будет хорошо».

Впрочем, 260 парламентариев проигнорировали позицию представительства Евросоюза и поддержали законопроект. По словам одного из его авторов, председателя комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктора Галасюка («Радикальная партия Олега Ляшко»), сохранение пошлин позволит увеличить бюджетные поступления на сумму более полутора миллиардов долларов в год. 16 июня подписать закон президенту Украины Петру Порошенко порекомендовали в Министерстве экономического развития и торговли.

«Подобный законопроект уже был принят в апреле 2016 года — тогда пошлины также попытались установить на уровне 30 евро за тонну сроком на три года. Под давлением ЕС Порошенко ветировал закон, договорившись о действии этих пошлин в течение одного года. На это европейская сторона неохотно согласилась, при условии, что дальше никаких повышений не будет, ведь Украина брала на себя обязательства не только не увеличивать таможенные ограничения, но вообще свести их к нулю», — напомнила изданию «Капитал» директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.

Напомним, на Украине до 2016 года наблюдался острейший дефицит металлолома, который массово вывозился за рубеж. Металлурги вынуждены были снижать объемы производства и даже останавливать заводы, ведь плавить металл из лома гораздо дешевле, чем из руды. Как рассказал Виктор Галасюк в эфире телеканала «112 Украина», ситуация улучшилась после принятия парламентом закона о росте экспортной пошлины на вывоз металлолома из страны. Несмотря на мощное лобби со стороны противников закона, документ тогда был подписан президентом.

По оценке Галасюка 1,5 млрд долларов в год — это «безумная» сумма для украинского торгового баланса. Ее нужно сохранять и потому не отменять мораторий на экспорт леса-кругляка, за который боролись в парламенте. Пошлины на экспорт лома действуют до сегодняшнего дня и позволили на 30% увеличить поставки металлолома на украинские металлургические предприятия. Благодаря этому в 2,5 раза увеличилось поступление инвестиций в эту отрасль промышленности, в 1,5 раза вырос объем отраслевых перечислений в государственный бюджет, а также удалось сохранить 20 тысяч рабочих мест.

«Посмотрите, какой сегодня уровень инвестиций в Украине на душу населения. Мы находимся на уровне африканских стран. В 5-6 раз отстаем от европейских соседей, на порядок от США и Канады, — заявил Галасюк в своем выступлении. — Этот закон уже подписан мной как председателем комитета и председателем парламента и направлен на подпись президенту. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы он был подписан президентом как можно скорее, потому что он позволит обеспечить украинские заводы сырьем, украинскую армию техникой и оружием, а украинцев работой и зарплатой».

А вот подпишет ли Порошенко — большой вопрос. Уж очень момент неудобный. На гребне волны его успехов сотрудничества с Западом (тут и «безвиз», и ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС Нидерландами, и дальнейшее кредитование, и, что особенно досадно, только-только согласованные европарламентом торговые преференции!) начать войну пошлин и разозлить верного союзника? С другой стороны, поддержка парламентариев и согласие внутри страны — тоже момент критический, ситуация в экономике и обществе на грани фола. Очередной перекресток на котором президента вынуждают сделать принципиальный выбор сложные обстоятельства.

Союзники, нужно сказать, не в восторге от резолюций украинских парламентариев. Пресс-атташе представительства Евросоюза в Украине Давид Стулик возмущен: принятый законопроект прямо противоречит базовым принципам Соглашения об ассоциации, согласно которому стороны должны проводить только либерализацию торговых отношений. На фоне другого спора, связанного с сохранением Украиной моратория на экспорт необработанной древесины, это создает неприятную тенденцию, отмечают в представительстве.

«В то время, как ЕС открывает для Украины все большие возможности, расширяя беспошлинные квоты для ряда товаров, Украина, в свою очередь, не в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства», — отмечает Стулик. Он напоминает — только несколько дней назад Евросоюз в очередной раз в одностороннем порядке увеличил квоты на беспошлинный ввоз целого перечня украинских продуктов.

На то, что ситуация с продлением пошлины на металлолом не является единственным случаем несоблюдения Украиной своей части соглашения об ассоциации с ЕС, указывает и научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. Как и Стулик, он вспоминает о запрете на экспорт леса. Хотя на это, по его мнению, в ЕС отреагировали довольно спокойно. «Создается впечатление, что это дало украинской стороне уверенность, что в условиях, когда Брюссель предоставляет Киеву техническую и макрофинансовую помощь, эту проблему также проигнорируют, чтобы не вредить общей картине», — отмечает эксперт. Но на этот раз реакция ЕС может быть гораздо жестче, считает Сушко. По его словам, из представительства Евросоюза уже поступают довольно тревожные сигналы.

«Там есть критическая масса недовольства невыполнением Украиной взятых на себя обязательств», — рассказывает эксперт. Он предупреждает — следствием этого может стать не только острая публичная критика украинской власти, но и отсрочки предоставления макрофинансовой помощи со стороны Евросоюза. Еще один негатив связан с ослаблением переговорной позиции Киева в диалоге с Брюсселем. «Взывать к необходимости расширить беспошлинные квоты для украинских товаров, не выполняя собственные обещания, нет никакого смысла», — объясняет Сушко.

Кстати, о торговых квотах и преференциях, недавно в ускоренном порядке согласованных европарламентом. Украинцы не имеют единого мнения о позитивности данного события. Есть ощущение, что и сами экономисты не разобрались — плохо это или хорошо. Спорность оценок ярко прослеживается в анонсах медиа. Часть изданий назвала документ «расширением торговых преференций для Украины со стороны Евросоюза», другие — «сокращением квот для отечественных экспортеров». Решение одно, а читают его по-разному.

Комитет Европейского парламента по международной торговле одобрил компромиссный вариант дополнительных торговых преференций для Украины, предусматривающий «сокращение увеличения» квот на томаты, пшеницу, кукурузу, мед и мочевину по сравнению с изначальным предложением. В частности, предложение предусматривает увеличение годовых квот на такие продукты: томаты обработанные — 3000 тонн (изначальное предложение — 5000 тонн), пшеница — 65000 тонн (100 000 тонн), кукуруза — 625 000 тонн (650 000 тонн), ячмень — 325 000 тонн (350 000 тонн). Кроме того, из предложения по предоставлению квоты на беспошлинный ввоз была исключена мочевина.

Условием предоставления Украине преференциального экспорта стала борьба с коррупцией. Еще одно изменение касается процедуры запроса на изучение возможности введения мер для защиты интересов бизнеса ЕС в условиях предоставления Украине преференций — теперь его могут инициировать не только страны-члены ЕС, но и представители отраслей экономики.

На первый взгляд украинцам бы радоваться, ведь по многим позициям экспортеры выбрали годовые квоты с нулевыми пошлинами в течение первого квартала текущего года (а на мед, сахар, крупы и муку, обработанные томаты, виноградный и яблочный сок и кукурузу — за первые пару месяцев), но при ближайшем рассмотрении, лимиты на поставку в Европу топовых украинских товаров крайне скудны, а иногда смешны. Преференции в беспошлинных поставках сигар для страны, не имеющей подобного производства, в этом ряду.

Украинские товаропроизводители оказались заложниками подписанного еврореформаторами в 2014 году заведомо невыгодного, откровенно кабального Соглашения об ассоциации с ЕС. Большинство украинских предприятий не сможет воспользоваться зоной свободной торговли с ЕС. Такое мнение высказал экономист Всеволод Степанюк изданию «ГолосUA». По его словам, в соответствии с документом, ЗСТ с ЕС должна заработать лишь с 2027 года.

«Экономическая часть соглашения прописана крайне дискриминационно для Украины. То есть для предприятий ЕС зона свободной торговли реально есть, а для украинских нет. Почему? Потому что зона свободной торговли предусматривает взаимное признание стандартов и сертификатов, а согласно договору об ассоциации ЕС не признает украинских стандартов и сертификатов. Таким образом, нетарифные барьеры никуда не исчезли», — отметил эксперт. Он пояснил, что для того, чтобы выпускать продукцию на рынке ЕС украинские компании должны выпускать продукцию по стандартам Союза, — а «большинство наших предприятий не может».

«И не потому, что наши стандарты хуже. Они другие и для адаптации к ним следует вложить средства в переоснащение производства и сертифицировать по евростандартам, а это десятки миллиардов долларов», — считает Степанюк.

Хотя, с другой стороны, альтернатива в партнерах не богата. Плотное экономическое, в некоторых случаях откровенно более выгодное, сотрудничество с РФ невозможно по причине политических разногласий.

Собственно, наверное, поэтому пересмотр квот для украинских экспортеров европарламентом многим украинцам видится как решение не экономическое, а в большей степени — политическое. Обозначили вектор отношений, из которого явствует, что Украина интересна Европе и с ней продолжают сотрудничать, но явных преференций не предоставили. И в этой связи больше интересует какой вариант сотрудничества выберет Порошенко.

Доля ЕС в общей структуре внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции Украины составляет 33,9%. Благодаря новым квотам, страна сможет нарастить объемы торговли с ЕС дополнительно почти на 200 млн долларов, а от беспошлинного вывоза металлолома и экспорта кругляка потерять можно гораздо больше, считают депутаты Верховной рады. Парламентарии свое веское слово сказали, ответ за президентом. Увидим, чей карман ему дороже.

И что называется — «в последний час». Сегодня Верховная рада Украины после эмоционального обсуждения приняла 230 голосами, едва преодолев барьер в 226 голосов, обращение к Европарламенту «О расширении преференций для товаров украинского происхождения». Суть его в том, что Соглашение о евроинтеграции несправедливо, а экспортные квоты для Украины мизерные.

Валентин Корж, Днепр, Украина