Posted 19 июля 2017, 13:34
Published 19 июля 2017, 13:34
Modified 30 марта, 22:40
Updated 30 марта, 22:40
Дональд Трамп определился с кандидатурой на должность американского посла в Москве. Сенат, скорее всего, уже в ближайшее время утвердит на этом посту Джона Хантсмана —республиканца, миллионера, мормона и отца семерых детей. Его фамилию с английского можно перевести как «охотник», «егерь» или «ловчий», однако интересы будущего хозяина Спасо-Хауса лежат совсем в других сферах.
Последнее время вероятный будущий представитель США в России возглавлял один из ведущих западных «мозговых центров» по внешней политике — Атлантический совет. Эта организация, в числе прочего, активно занималась изучением России, что, скорее всего, компенсирует отсутствие у самого Хантсмана опыта работы в СССР или на постсоветском пространстве.
Впрочем, не исключено, что фигура нового посла свидетельствует о том, что в Вашингтоне всерьез встревожены тесными отношениями Москвы и Пекина, которые, как опасаются многие аналитики, могут привести в самом скором будущем к превращению России в сателлита Китая. Хантсман, как известно из его официальной биографии, уже дважды представлял интересы США за рубежом. Сначала в финансовой столице Юго-Восточной Азии — Сингапуре, а затем как раз в Китае. Причем послом США в КНР он был назначен в период президентства Барака Обамы, чьих назначенцев команда Дональда Трампа вообще-то, мягко говоря, недолюбливает.
Что это значит? Во-первых, что речь не идет о креатуре действующего главы американского государства. Но нельзя также говорить и о том, что в Москву отправляют карьерного дипломата. Хантсман, вдобавок, друг Митта Ромни — бывшего конкурента Трампа в борьбе за место единого кандидата в президенты от республиканцев. Так что в этом кадровом выборе виден явный компромисс между Дональдом Трампом и его оппонентами в Конгрессе, внутри Республиканской партии и внутри административного аппарата, особенно Госдепартамента. Президент США как бы подчеркнуто держит дистанцию в отношениях с Россией, не пытаясь заслать в Москву кого-то, кто мог бы стать его прямым представителем в отношениях лично с Владимиром Путиным.
Такое решение Дональда Трампа вполне объяснимо. Во-первых, ему самое время менять посла в России. Действующий глава дипмиссии Джон Теффт уезжает в начале осени. В Вашингтон также приезжает новый российский посол. Место Сергея Кисляка в ближайшее время, скорее всего, займет замглавы МИД России, а в недавнем прошлом — замминистра обороны Анатолий Антонов.
Но главная причина — это продолжающееся давление на самого Трампа по вопросу о так называемых «российских контактах» его окружения. Недавно стало известно о некоей второй, закрытой встрече американского лидера с Владимиром Путиным, якобы состоявшейся в Гамбурге. Но главный скандал сейчас разворачивается вокруг тайных переговоров с некими россиянами, которые еще до выборов провел сын будущего президента — Дональд Трамп-младший. Разбирательство идет, и всплывают все новые подробности этих переговоров, которые состоялись всего через две недели после регистрации Трампа-старшего кандидатом в президенты США.
Как пишут американские СМИ, эту встречу по просьбе российского бизнесмена Эмина Агаларова организовал американский специалист по связям с общественностью Роб Голдстоун. Речь шла о намерении адвоката из России Натальи Весельницкой, по версии американских медиа имеющей «связи с Кремлем», передать Трампу некий компромат на кандидата в президенты от демократов Хиллари Клинтон. Сведения эти Весельницкая, которую на встрече сопровождали несколько выходцев из бывшего СССР, в разные моменты времени публично обвиненные в связях с российскими спецслужбами, якобы получила от российской Генпрокуратуры.
Некоторые участники этой встречи также известны в США как противники так называемого «акта Магнитского», вводящего персональные санкции против отдельных российских должностных лиц. Во встрече также участвовали зять американского президента Джаред Кушнер и глава предвыборной кампании Трампа Пол Манафорт.
11 июля, уже в ходе скандального разбирательства, Трамп-младший опубликовал переписку Голдстоуна с Весельницкой, которая предлагала ему от «генпрокурора России» компромат на кандидата в президенты США Хиллари Клинтон.
Однако российские участники встречи утверждают, что речь шла об «акте Магнитского» и российском законе, запрещающем усыновление детей иностранцами, а также о фактах финансирования предвыборной кампании Хиллари Клинтон главой фонда Hermitage Capital Уильямом Браудером, который был нанимателем погибшего в России в заключении юриста Сергея Магнитского. Российская Генпрокуратура также все отрицает, называя информацию о якобы переданном ей американцам компромате «заведомо недостоверной».
Тем не менее, расследование продолжается. И, как говорит член комитета Сената США по разведке демократ Марк Уорнер, еще не известно, во что все это выльется. Ведь уже сейчас, например, сына американского президента не так трудно уличить во лжи. «Мы знаем, что Трамп-младший множество раз не говорил правду. Сначала он утверждал, что встреча была посвящена России, иммиграционной политике и усыновлениям, потом он заявил, что на встрече были три-четыре человека. Мы же теперь знаем, что их было гораздо больше», — поясняет Уорнер.
На фоне этих подозрений Трампу-старшему, очевидно, выгоднее на максимально долгий срок дистанцироваться от России. Так что вполне логично выглядит назначение посла, который связан с его конкурентом в период борьбы за пост единого кандидата в президенты от Республиканской партии. Так Трамп как бы передоверяет своим оппонентам тему отношений с Россией. Как бы что ни повернулось — он уже не при чем. А заодно, что немаловажно, отправляет в Москву человека, который присмотрит за российско-китайскими отношениями. Ведь именно Китай, а не Россия для США сегодня, что очевидно, главный конкурент.
Иван Преображенский