Posted 25 июля 2017, 14:35
Published 25 июля 2017, 14:35
Modified 30 марта 2024, 22:37
Updated 30 марта 2024, 22:37
Совет Федерации во вторник одобрил законопроект об отмене бесплатного багажа при покупке невозвратных авиабилетов. Как отмечается в сопроводительных материалах к документу, его цель — создать в России условия для развития лоукостеров и предоставить авиакомпаниям возможность формировать более широкий спектр тарифов. За принятие законопроекта проголосовали 110 сенаторов, 18 — против, еще 24 воздержались.
Документ закрепляет за авиакомпаниями право отказать пассажиру в полете в связи с отказом оплатить провоз багажа на условиях, указанных при покупке билета.
Накануне комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству раскритиковал проект закона и рекомендовал сенаторам его отклонить. Претензии главным образом касались понятий «ручная кладь» и «вещи, находящиеся при пассажире», которые позднее были конкретизированы в федеральных авиационных правилах. Проект соответствующего нормативного акта не был представлен вместе с законом, однако опубликован Министерством транспорта на специальном правительственном портале.
Согласно изменениям Минтранса, минимальный вес ручной клади — 5 кг. При этом список вещей, который пассажир может взять с собой на борт, не содержит верхнюю одежду, зонт, ноутбук, мобильный телефон, фотоаппарат и видеокамеру. Вместе с тем правила по-прежнему позволяют свободно провозить дамские сумки, портпледы с костюмами и детское питание.
Если проект новых правил не будет принят в течение 60 дней, авиперевозчики смогут самостоятельно устанавливать вес и габариты ручной клади без каких-либо минимальных норм; а значит, могут вводить любые нормы, в том числе стремящиеся к нулю, указали в комитете Совфеда: «Это обстоятельство будет вынуждать пассажиров приобретать билеты по более дорогому тарифу, включающему „привычные“ условия провоза багажа и ручной клади, что может привести не к запланированному снижению стоимости авиаперевозок, а к фактическому удорожанию билетов для граждан».
«Росбалт» обсудил возможные изменения на рынке авиаперевозок с председателем Союза пассажиров Кириллом Янковым.
— Как вы относитесь к принятому законопроекту?
— Отношение к законопрокту у нас отрицательное. Я считаю, что, во-первых, правы те комитеты Совета Федерации, которые рекомендовали его не принимать, а во-вторых, у нас в России вообще-то большинство пассажиров летают с багажом. Может быть на авиакомпании «Победа» — 40% без багажа, но в других авиакомпаниях без багажа — очень немногие пассажиры, особенно на дальних рейсах. Это первое.
Второе — все обещания авиакомпаний, что якобы без багажа будут более дешевые билеты — это фикция. Фикция по одной причине: нет ни статистики, ни отчетности в отношении фактически применявшихся тарифов. Сколько фактически пассажиры платили — никто не знает.
— Авторы законопроекта как-то обсуждали с вами его концепцию, консультировались?
Нет. Мы участвовали, на каких-то ранних этапах имели возможность высказывать мнение. Но я напомню, что законопроект был давным-давно внесен. Почему-то именно сейчас очень быстро он был «вытащен» в Государственную думу и прошел второе и третье чтения. На этом этапе нас не привлекали абсолютно.
— Вы будете как-то опротестовывать его принятие, писать петиции, как-то выступать?
К сожалению, это просто бесполезно. Выступать-то мы будем. Мы выступали и будем выступать, конечно, и хорошо, что иногда нас слышат. Закон конституционен. У меня нет сомнений в том, что его не удастся опротестовать в Конституционном суде, а все другие способы будут бесполезны. Только со временем, может быть, тренд изменится, и разум все-таки возобладает. Потому что мы не устаем повторять следующее: все обещания авиакомпаний о том, что, дескать, авиабилеты будут дешевле, непроверяемы. Нет ни статистики, ни отчетности о том, какие тарифы фактически использовались. Вот в чем дело. Введите четкую статистику от авиакомпаний, отчетность. Ни Росавиация, ни антимонопольная служба, ни общественность, тем более, ничего не знают. Поэтому все слова, дороже билеты или дешевле, — это оценочные суждения.
— В «Аэрофлоте» в ответ на критику законопроекта заявили, что предложение не принимать закон «не отвечает современным тенденциям развития мировой гражданской авиации». Вы согласны с этим? И каким именно тенденциям не отвечает норма?
Тенденции, действительно, в том, что лоукостеры стараются выкинуть из тарифа все, что можно. Здесь «Аэрофлот» и так называемый лоукостер «Победа» не одиноки. Известные лоукостеры Европы тоже стремятся к такой схеме. Да только разница небольшая есть.
— Какая?
— По Европе расстояния не такие большие, и те проценты пассажиров, которые летят без багажа, по Европе действительно значительно выше, чем по России. В России расстояния больше. И если «Победа» говорит, что у нее 40% пассажиров без багажа, так это у «Победы», потому что она делает платный багаж. А в целом с багажом летает 90% пассажиров. Длинные рейсы в Сибирь, или на Дальний Восток, или когда люди летят на курорты — они все с багажом. Да, деловые пассажиры между Москвой и Петербургом могут сейчас с папочкой лететь, без багажа — это верно. Но если мы посмотрим по пассажиро-километрам, а не просто по количеству пассажиров, мы увидим, что не 90%, а процентов 97-98 пассажиро-километров — пассажиры с багажом. В Европе меньше. В Европе есть альтернатива — поезд. Там поезда часто составляют конкуренцию авиации. Поэтому тут не тот случай, когда надо кивать на какие-то мировые тенденции. Мировые тенденции есть хорошие, есть — не очень. Они разные. Ведущие авиакомпании по-прежнему включают багаж в тариф.
— Многие, в том числе некоторые сенаторы, опасаются, что после принятия этого законопроекта авиакомпании будут повышать цены. Может ли это повлиять на пассажиропоток в целом?
— Я думаю, на пассажиропоток в целом это не повлияет. Пассажир выбирает иногда между самолетом и поездом, личным автомобилем. В каких-то случаях пассажир, посмотрев, что тариф без багажа, и посмотрев, сколько стоит доехать на поезде, может быть, немного чаще выберет поезд. Но в общем — это статистически незначимые колебания пассажиропотока.
— Как вы относитесь к новым авиационным правилам, которые сегодня предложил Минтранс?
— Насчет 5кг (ручной клади) я думаю, что это правильно: установить какую-то минимально допустимую весовую норму бесплатно провозимой ручной клади, ниже которой авиакомпании не смогут снижать минимальный размер. Что касается попытки как-то определить те предметы, которые могут быть или могут не быть в ручной клади, фантазии ни у Минтранса, ни у нас не хватит описать список тех предметов, которые пассажир может взять с собой в салон. Это не очень перспективно. Определить вес — наверное, а определить, есть ли там пальто… Его ведь можно всегда надеть на себя. К тому же вопрос в том, насколько жестко будут эти нормы исполняться, зависит от авиакомпании. Чтобы эти нормы жестко исполнялись, авиакомпания должна держать специальных людей с весами у выхода на посадку. А это тоже дополнительные затраты. Поставить дополнительного человека, который будет взвешивать ручную кладь, брать деньги — для этого надо кассира где-то еще посадить. Поэтому правила о ручной клади не могут жестко исполняться, да и не будут жестко исполняться. Не придумать всех предметов, которые пассажир может захотеть провести на борт.
— Во время обсуждения законопроекта в Совете Федерации развернулась настоящая дискуссия по поводу внесения изменений в авиационные правила. Сенаторы, включая Валентину Матвиенко, выступили против этих правил. Матвиенко даже назвала «чушью» правила по поводу мобильных телефонов и зонтиков. В условиях, когда даже сенаторы выступают против, есть ли шанс, что эти предложения пересмотрят?
— Федеральные авиационные правила, если не ошибаюсь, утверждаются правительством. Сенаторы вносят изменения в Воздушный кодекс. Шансы, что эту критику Минтранс услышит и постарается внести какие-то поправки, есть. Конечно, я не согласен с Матвиенко относительно закона о безбагажных тарифах, но здесь я согласен. Действительно, писать про зонтики и компьютеры отдельно… Про общий вес нужно писать, а попытка до мелочевки все зарегламентировать бесперспективна.
Денис Гольдман