Не так давно в Санкт-Петербурге собрались представители региональных представительств Русского музея — его виртуальных филиалов, чтобы обсудить развитие своей обширной сети. Одним из главных стал вопрос о роли технологий, а именно: зачем музею мультимедиа по искусству, если он весь — культурное национальное достояние, а интернет есть в каждом доме?
Семинар «От виртуального к реальному» значительно прояснил перспективы для региональных участников проекта «Русский музей: виртуальный филиал». О том, что обсуждалось на семинаре, зачем вообще нужен виртуальный филиал и в какую сторону он будет развиваться, «Росбалт» побеседовал с заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светланой Бирюковой.
Светлана Владимировна, современный обыватель об инновациях в старых музеях обычно говорит следующее: «Я как-нибудь подальше от технологий, я лучше подлинники посмотрю». Ни одна виртуальная экскурсия, мол, не заменит музей… Так ли это?
Если бы наши сограждане реально интересовались подлинниками, то в академических залах возле Айвазовского была бы такая же толпа, как и на нашумевшей выставке, но ведь этого нет!
Вопрос, нужны ли информационные технологии в святилище муз, уже не обсуждается, они давно там. Плазмы, компьютеры, QR-коды, аудио-гиды и прочие девайсы — надежные помощники в цифровой информационной поддержке музея. Если кому-то удобнее обратиться к технологиям, чем к экскурсоводу, — пожалуйста, сколько угодно, разными способами.
Но совершенно иначе выглядит ситуация за пределами музея, а тем более — в регионах. Вспомните: в нашей стране уже не первое десятилетие модернизируются образовательные и просветительские программы на всех уровнях. Это явный признак, что изменения в восприятии, усваивании знаний, в образовании и просвещении зреют, и пока они не удовлетворяют все новые поколения учителей и учеников.
С чего обычно начнется общедоступная лекция в какой-нибудь районной библиотеке о поэтике русского пейзажа? Правильно — с поэтичных же биографий Щедрина-Айвазовского-Куинджи-Левитана… Вы на какой минуте обычно засыпаете? Разум спит, а чудовища множатся.
И вроде недостатка в изобразительном материале уже давно нет, и выложены в сети книги, каталоги, и видеоролики, и многое другое. И вот тут наступает момент выбора для лектора — сделает он цифровые технологии оружием массового поражения или удобным инструментом с широчайшими возможностями.
Как цифровые технологии влияют на восприятие и, в конечном итоге, на мышление современного зрителя, изучено пока мало. В чем же недостаток обычного лектора?
Можно бесконечно любоваться картинами великих русских художников, знать наизусть их биографии и при этом ничего не понимать в искусстве. Так же мы изучаем литературу в школе: стихи наизусть, сочинения, биографии писателей…
Но кто и почему решил, что жизнеописание художника плюс сюжеты его полотен — это изучение изобразительного искусства? Может, и не надо всем-то это изучать? Но тем, кто действительно пришел на лекцию в библиотеку или наш филиал, может, им надо иначе показать произведение — профессионально, интеллектуально и уникально? Может быть, любопытствующим хочется глубокого понимания живописи, а не статистических данных и узнавания знакомых картинок.
Вот тут главный секрет нашего семинара: все это (профессионально, интеллектуально и уникально) просто так не появится от одних только харизм, этому учатся, перенимают многолетний опыт, используют наработанные методики и формы.
И где же хранится это сокровище?
Часть этих методик и наработок структурированы в Медиатеке Русского музея, а это — более 500 программ и фильмов. Другую часть участники семинара получают в процессе практических занятий — экскурсии, лекции, мастер-классы, тестовые задания, круглые столы и прочее. Мы стремились раскрыть потенциал каждого участника, вынудить его рефлексировать, высказываться и даже возмущаться.
«Ну как можно шестиклассникам предлагать урок о Золотом сечении в искусстве?» — спрашивают, например, наши семинаристы. «А вы попробуйте! Мы даем вам много всего — методики, знания, умения рассыпаны на разных уровнях. Берите их и лепите свои идеи», — отвечаем мы.
Наши специалисты подсказывают: вот инструменты (мультимедиа), ну хоть линию горизонта на разных пейзажах нарисуйте, хоть первый маленький шаг сделайте! Все есть — множество картин, размышления экспертов, интерпретации и новейшие сценарии. Но почему-то многие предпочитают «по-советски»: дайте мне утвержденную где-то кем-то программу, я нажму на указанную кнопку в определенном фильме, и все — моя задача выполнена, окультурено сколько-то граждан.
Вы хотите, чтобы в каждом городе России был виртуальный филиал? Проводите своего рода «культурную интервенцию»?
Да нет! У нас весьма трезвый взгляд на деятельность виртуальных филиалов. У семинара другая цель — спровоцировать творческую подачу нашего материла на местах, уникальную, интеллектуальную и, по возможности, профессиональную. При этом главным итогом работы для каждого участника, приехавшего из региона, должен стать основной посыл: когда мы посмотрели на искусство и так, и эдак, когда вдруг закономерности в творчестве станут очевидными, тогда у той самой любопытствующей аудитории родится мысль «а КАК художник это сделал? — надо бы в музее посмотреть». В том музее, который помог придти к искусству, или в другом, который рядом.
Судя по недавно открывшемуся Центру мультимедиа Русского музея, вам удалось достичь определенных высот…
Русский музей умудрился вывести свое мультимедиа на уникальный, интеллектуальный и профессиональный уровень. Многое можно увидеть своими глазами в Центре мультимедиа на Инженерной улице, 8, посмотреть в нашем мультимедийном кинотеатре или, например, пройти техно-игровым маршрутом «Романтический наш император»…
И слушатели нашего семинара уезжали радостные, словно раскрыли давно заржавевшую дверь. География участников проекта «Русский музей: виртуальный филиал» у нас красивая — от Таллинна до Южно-Сахалинска, и полагаю, есть некий камертон при общей неразберихе. А как нам удалось этого достичь — это наш секрет.
Новости культуры читайте на сайте «Петербургский авангард».