Posted 27 сентября 2017, 15:01

Published 27 сентября 2017, 15:01

Modified 30 марта, 22:01

Updated 30 марта, 22:01

Сеть для знаний

27 сентября 2017, 15:01
Минобрнауки разберется с онлайн-курсами. Ведомство создаст единую интернет-платформу, на которой будет размещать только проверенные ресурсы.

Ведущие российские вузы по заказу Минобразования придумают, как оценивать онлайн-курсы на предмет качества и засчитывать их в университетских программах, как оплачивать труд преподавателей и проводить взаиморасчеты между вузами. Слияние онлайн-образования с «обычным» начнется в ближайшие два года, и коснется не только высшей ступени, но еще и колледжей, школ и дополнительного образования.
Минобр запустил приоритетный национальный проект «Современная цифровая образовательная среда». Чиновники планируют сделать онлайн-курсы частью российской системы образования. Совместно с вузами они создадут единую интернет-платформу, которая объединит все проверенные программы и сделает их доступными в режиме «одного окна». Попасть туда смогут не только университетские онлайн-курсы, но и частные, которые пройдут фильтр качества.

Курсы, которые существуют вне вузов, тоже смогут стать частью большой системы, получив сертификат качества, пояснила по просьбе «Росбалта» замглавы министерства образования и науки Людмила Огородова в ходе конференции EdCrunch.

Такая платформа позволит отсеять псевдо-курсы, которые берут деньги без каких-либо гарантий, считает директор Института технологий открытого образования УрФУ, председатель правления Национальной платформы открытого образования (НПОО) Василий Третьяков.

«Единое окно» станет навигатором для обучающихся. Право на включение тех или иных онлайн-курсов в образовательную программу останется за вузами. Но на платформе каждый университет напротив каждого курса сможет указать, в каких программах он будет учитываться. Это уже гарантии для студентов», — отметил Третьяков.

Как будет работать новая система, определят ведущие университеты страны, которые прошли конкурсный отбор министерства. На базе этих вузов созданы 10 региональных центров. У каждого из них своя задача, на решение которой есть два с половиной года и правительственные гранты.

За это время центры должны разработать критерии оценки онлайн-курсов и схему, по которой они будут засчитываться в университетских программах. Продумать, как платить зарплату преподавателю, который создал свой курс и больше не читает лекций. Создать механизм взаиморасчетов между вузами на случай, если один из них пользуется онлайн-курсами другого. Все это центры должны не только придумать, но и опробовать. Как только решения будут найдены, Минобр зафиксирует их в нормативных документах, и система заработает.

Один из таких центров создан на базе Томского государственного университета. «Мы изначально делали его сетевым. Объединили усилия всех томских вузов — медицинского, педагогического, политехнического. Пригласили в проект ассоциацию «Сибирский открытый университет», которая 17 лет занимается открытым онлайн-образованием. Это еще 34 вуза. То есть мы сделали доступными сразу 40 университетов страны», — отметил ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

По техническому заданию министерства образования и науки, в центре должно работать не меньше 1200 преподавателей, которых нужно научить работать с платформой, самостоятельно создавать онлайн-курсы, оценивать качество образования в таком формате. По словам Галажинского, на практике только в томском центре их будет не меньше трех тысяч. Все эти люди легко встроятся в систему образования нового поколения, и сами будут ее создавать.

«Бюджет такого регионального центра на два с половиной года — 22 миллиона рублей. Но большая часть этих денег уйдет на повышение квалификации педагогов. Вузам тоже придется вложиться. Создавать онлайн-курсы они будут за свой счет. На практике, за три года центр потратит не меньше ста миллионов рублей», — считает Галажинский.

По его словам, региональные центры позволят обкатать новые технологии в образовании: искусственный интеллект, виртуальные тьюторы, big data. Это даст мощный импульс развития всей системы образования.
Министерство образования запустило свой проект не с нуля. По словам ректора МИСиС Алевтины Черниковой, многие российские вузы уже сейчас выпускают онлайн-курсы, работают с сетевыми платформами, в том числе зарубежными, размещают там свои англоязычные программы. Это хороший способ заявить о себе миру.

«Мы одними из первых подписали договор с образовательной онлайн-платформой edX. За это время мы создали два материаловедческих курса, в 2015 году первыми в России выпустили магистерскую онлайн-программу по цифровому производству. Сейчас создаем подобный курс совместно с университетом MIT, еще один — с тремя техническими университетами Италии. В следующем году они будут доступны на платформе edX», — рассказала Черникова.

«У нас есть четыре филиала, и все они пользуются нашими курсами. Кроме того, МИСиС подписал соглашение с пятью региональными вузами, и теперь их студентам наши онлайн-курсы тоже доступны. Мы проговорили детали плавного их включения в образовательные программы, и работаем вместе», — добавила ректор МИСиС.

По ее словам, студенты национального технологического университета по согласованию с группой могут выбрать дополнительные курсы, которых будет достаточно для сопоставимой программы. «У нас уже есть группа, которая сейчас в свое расписание включила 2,5 курса. То есть, за четыре года бакалавриата они получат фактически два диплома и ряд сертификатов. Причем, речь идет не только о курсах МИСиС», — подчеркнула Черникова.

«Когда студенту преподают сопротивление материалов, он ни в коем случае не уходит слушать курс по персональной эффективности. Но если в его учебном плане такого курса нет, он вполне может освоить его дополнительно», — заметила она.

По словам ректора МИСиС, неформальное и формальное образование постепенно срастаются. Благодаря онлайн-курсам любой студент может одновременно учиться в нескольких вузах, осваивать лучшие программы, и это уже реальность.

Несколько лет назад по аналогии с зарубежными проектами в России появился свой ресурс — Национальная платформа открытого образования. Как рассказал председатель правления НПОО, директор Института технологий открытого образования УрФУ Василий Третьяков, когда проект запускали, казалось, что онлайн-курсы никогда не станут частью формального высшего образования. «Сегодня у нас 400 тыс. студентов. Онлайн-курсы закрывают большую часть базовых дисциплин бакалавриата, магистратуры и даже аспирантуры. Мы уже научились встраивать их в вузовские программы. Сегодня студент может выбрать онлайн-курс другого вуза и получить те знания, которых его вуз не может дать в силу своей специфики. Такой формат практикуют 60 университетов страны. В них 90% студентов предпочитают онлайн-обучение традиционным форматам. При том, что учиться дистанционно гораздо сложнее: нужно самостоятельно организовывать учебный процесс и постоянно быть в графике — за этим строго следит компьютер», — рассказал Третьяков.

При этом он подчеркнул, что онлайн-курсы не заменяют живого общения с преподавателем, но могут сделать его более осмысленным и предметным. В новом формате лекции уступают место диалогу.

Как подчеркнула замглавы министерства образования и науки Людмила Огородова, ведомство получило запрос на онлайн-курсы от полутора миллионов россиян. Очевидно, что формат востребован. Это и самообразование для взрослых, и дополнительные возможности для студентов, и онлайн-программы для детей. Каждый день появляются новые предложения: хорошие и откровенно негодные. Минобр решил навести в этой сфере порядок.

«Платформа, и все ресурсы, которые будут туда входить, должны работать по стандарту Минкомсвязи, создавать единое образовательное пространство. Речь идет обо всех уровнях образования от детских садов до колледжей и вузов», — отметила Огородова. По ее словам, в вузах и колледжах программа, по сути, запущена. Очередь за дополнительным и школьным образованием.

Анна Семенец