Страховые медицинские компании нанимают «представителей третьего уровня» (терминология, конечно, очень странная): специальных работников, которые будут звонить и напоминать пациентам о необходимости диспансеризации, приема таблеток и т. д. Мотивация страховщиков понятна: профилактика дешевле лечения.
Но понятно и другое: сами по себе страховые компании от медицины приносят здравоохранению один лишь вред.
Ведь проблема не в том, что люди не хотят лечиться, проходить диспансеризацию, пить таблетки и т. д. Проблема в том, что делать это категорически неудобно, а процесс совершенно не автоматизирован. Зачем нужен специальный человек, который будет звонить о диспансеризации, если все можно сделать рассылкой (смс, почта, мессенджеры, робот)? И что толку, что он будет зазывать в поликлинику, если туда нужно записываться заранее, проходить множество этапов и так далее? В то же время в платной клинике человек пришел, получил консультацию или помощь сразу — в удобное для него время и в удобной форме.
Государственная же система с наросшими на ней страховщиками не стремится к эффективности. Ей нужно другое: чтобы люди особо и не лечились, а значит, деньги не тратились. И от этой логики мы никуда не уйдем, сколько специалистов хоть третьего, хоть двадцать третьего уровня страховщики ни будут нанимать.
Потому я так и приветствовал «бережливую поликлинику» от Минздрава. Сейчас в здравоохранении важнейший параметр — скорость для пациента. Когда люди видят ее — они сами готовы лечиться. А когда вместо лечения врач вынужден заполнить стопку бумаг с цифрами, ни о какой эффективности речи не идет.
Федот Тумусов, депутат Госдумы