Posted 2 февраля 2018,, 14:42

Published 2 февраля 2018,, 14:42

Modified 30 марта, 20:49

Updated 30 марта, 20:49

Променяет ли Европа дружбу с США на газ?

2 февраля 2018, 14:42
Германии первой из стран ЕС придется найти баланс между приверженностью санкциям против России и своими экономическими интересами, отмечают эксперты.

На этой неделе компания-оператор проекта «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG получила долгожданное разрешение на строительство морской части газопровода в территориальных водах Германии. Практически одновременно с этим в США был обнародован так называемый «кремлевский доклад», что можно расценивать как подтверждение курса Вашингтона на усиление и расширение санкций против России. Очевидно, что такая политика рано или поздно войдет в серьезное противоречие с деятельностью европейских компаний, участвующих в совместных энергетических проектах с Москвой.

Европейцам не нравятся попытки заставить их идти вслед за США в деле экономического давления на Россию — канцлер Германии Ангела Меркель уже не раз резко высказывалась по этому поводу. С другой стороны, она же не раз подчеркивала и свою приверженность идее, что Россия «должна заплатить высокую цену» за свои действия на востоке Украины и в Крыму.

В связи с этим «Росбалт» решил спросить у экспертов, насколько далеко у Европы и США разошлись взгляды на санкционную политику в отношении России, и как будут преодолевать накопившиеся противоречия власти в Берлине.

Отвечая на эти вопросы, политолог Игорь Эйдман предположил, что «Германия не сможет наплевать на угрозу введения американских санкций в отношении немецких компаний за их участие в энергетических проектах, связанных с Россией». ФРГ, по его словам, экономически достаточно тесно связана с США. «К тому же есть мировое правовое поле, поэтому идти против всего этого сложно», — отметил эксперт.

Тот факт, что Горное ведомство Штральзунда выдало официальное разрешение на строительство 55-километрового участка газопровода в территориальных водах Германии, Эйдман объясняет тем, что немцы «оценили ситуацию, и решили, что на данный момент это им ничем не угрожает». Вообще же, продолжает политолог, «немцы очень осторожны, консервативны и не любят рисковать, и если они приняли такое решение, значит, уверены, что им за это ничего не будет, а если возникнут какие-то проблемы, то они смогут отыграть ситуацию назад».

Эйдман полагает, что в Германии надеются, что принятые в США законы, в частности, о противодействии российским энергетическим компаниям в Европе, «останутся на бумаге». «Законы принимают, но фактически администрация Дональда Трампа саботирует их реализацию», — пояснил он. Помимо этого в Германии вообще очень велико влияние российских нефтяных и газовых компаний, а среди партий, прошедших в новый состав Бундестага по результатам последних выборов, лишь «идеалисты» «Зеленые» занимают принципиальную позицию в отношении выполнения европейских и американских санкций против России, отметил эксперт.

Иного мнения придерживается руководитель Центра энергетической политики Института Европы РАН Алексей Хайтун. По его словам, Германия, скорее всего, просто не будет обращать внимания на американские санкции в отношении европейских и собственно немецких компаний за их участие в российских энергетических проектах.

По мнению эксперта, газопровод «Северный поток-2» это «обходной путь, который позволяет Германии быть независимой от украинских проблем». Одновременно, как отметил Хайтун, германские компании, чтобы не попасть под американские санкции, найдут какой-нибудь обходной путь: «Например, (будут работать через) какую-то нейтральную компанию. Когда речь идет о миллиардах долларов и, главное, об устойчивом энергоснабжении, есть тысячи путей». При этом эксперт напомнил, что на сегодняшний день российский газ покрывает примерно 25-27% потребностей Европы в этом виде топлива.

Заместитель руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова рассказала, что по результатам общения с немецкими экспертами и политиками у нее сложилось впечатление, что те, напротив, «очень боятся американских санкций и говорят, что (в случае их принятия) будут вынуждены подчиниться, хотя это «пустит их под каток». «При этом они признают, что нынешние европейские санкции (в отношении РФ) не так страшны, как американские», — добавила она.

Тимошенкова сказала также, что некоторое время назад в экспертном сообществе Германии появился политический заказ, в результате чего несколько аналитических центров работают над тем, «как обойти изначально европейские, а теперь и американские санкции, но при этом сохранить видимость их соблюдения».

«Немцы сейчас будут просчитывать варианты и решать, какую позицию им занять. С одной стороны, они не хотят отказываться от выгодных для них проектов, в том числе, «Северного потока-2», и они делают все для того, чтобы он был осуществлен. С другой, они прекрасно понимают, что если сравнивать торговый оборот (Германии) с РФ и США, то он абсолютно не в пользу России», — говорит Тимошенкова.

По ее прогнозу, «если перед Германией будет поставлен жесткий выбор, то немцам придется сделать его в пользу больших экономических интересов, связывающих Германию с Соединенными Штатами».

В политическом спектре ФРГ, говорит Тимошенкова, существует достаточно единая позиция всех партий, включая оппозиционные (как левые, так и правые), которые выступают за ведение диалога с США на равных. «Мы видим некую новую концепцию лидерства Германии. Она разрабатывается с 2013 года и предполагает более четкое и последовательное отстаивание своих интересов», — отметила она.

В то же время, Тимошенкова рассказала, что по ее впечатлениям, «у самих немцев еще нет четкой стратегии по этому вопросу», так что пока не очень понятно, смогут ли они найти баланс между приверженностью санкциям в отношении России и своими экономическими интересами.

Александр Желенин