Posted 16 мая 2018, 06:20

Published 16 мая 2018, 06:20

Modified 30 марта, 19:51

Updated 30 марта, 19:51

Зачем НРК хакасский уголь?

16 мая 2018, 06:20
Роснедра не позволили «Новой рудной компании», которую связывают с экс-министром Игорем Юсуфовым, участвовать в торгах за непрофильный актив, сообщают СМИ.

ООО «Новая рудная компания» (НРК), «связанная с экс-министром энергетики Игорем Юсуфовым», получила отказ по заявке на участие в конкурсе на право разведки и добычи угля на участке Бейский-Западный в Хакасии, сообщил «Интерфакс» (11.05.18) со ссылкой на собственные источники. Вывод о том, что Роснедра отказали НРК в дальнейшем участии в конкурсе, можно сделать также по комментариям, которые информагентство получило в Хакаснедрах, где сообщили, что заседание заявочной комиссии состоялось, но причины отказа не стали объяснять.

Однако некоторые источники полагают, что причина — недостаточность документации и обеспечения со стороны НРК. «Как можно предположить, экс-министр планировал заниматься гринмейлом — когда представители бизнеса заявляются на конкурсы и аукционы по «интересным» участкам, завышают цену, а затем предлагают активы с лицензиями реальным недропользователям», — считает источник.

Как сообщает издание «Наша версия» (15.05.18), Бейское каменноугольное месторождение — одно из крупнейших угольных месторождений в России, его запасы оцениваются почти в 5 млрд тонн. Роснедра предложили заинтересованным компаниям поучаствовать в конкурсе на лицензию на право разведки и добычи угля на участке Бейский-Западный площадью 97,5 кв. км, балансовые запасы которого составляют более 1,134 млрд тонн угля, забалансовые — 14,9 млн тонн.

Стартовый платеж за участок — 807,4 млн рублей. На конкурс, назначенный на 29 июня 2018 года, заявлено два участника: ООО «Новая рудная компания» и ООО «УК «Разрез Майрыхский» (входит в холдинг «Коулстар» главы ННК Эдуарда Худайнатова).

«Есть видео, по которому можно сделать вывод, что конкурсной комиссии от Худайнатова прислали три коробки конкурсной документации, а от Юсуфова — один конверт. Большой вопрос, зачем НРК вообще понадобился этот участок», — говорит источник.

По данным некоторых изданий, это может быть не первый «заход» компаний Игоря Юсуфова на подобные торги. Подобный бизнес считается прибыльным — после победы путем повышения стартового платежа, актив, получивший лицензию, предлагает переуступку по выгодной для себя цене, а иногда и продается целиком. «По факту как завышенные лицензионные платежи, так и расходы на освоение ложатся на плечи тех, кто заинтересован в лицензии — часто смежные участки дают синергетический эффект для компаний-разработчиков», — приводят СМИ слова источника.

Впрочем, Игорь Юсуфов этим уже вряд ли интересуется. По данным «Интерфакса», компании, которые на рынке связывают с ним — НРК и ООО «Золоторудная компания», — за последнее время приобрели с десяток золоторудных и полиметаллических участков в Хабаровском крае, Магаданской области и Якутии на общую сумму свыше 900 млн рублей. Как сообщает издание, обе компании принадлежат кипрской Industry Investments CY Limited. Руководит ими Егор Богданов, экс-директор ООО «Сибирская нефтегазовая компания», входившего в фонд «Энергия» Юсуфова. Он же является главой ООО «Фьючер Инвест» и ООО «Недвижимость», конечным бенефициаром которых стал Максим Юсуфов (так зовут младшего сына И. Юсуфова).

А вот в угольных активах НРК, на первый взгляд, не заинтересована, в отличие от «Коулстар» Эдуарда Худайнатова (его «УК «Разрез «Майрыхский», второй участник конкурса, разрабатывает участок в южной части Минусинского бассейна Бейского каменноугольного месторождения) или СУЭКа (входящий в компанию ООО «Восточно-Бейский разрез» осваивает угольный участок «Чалпан» на юго-востоке месторождения). Также на месторождении работает ООО «Разрез Аршановский» — разрабатывает участок «Аршановский-1», граничащий с участком Бейский-Западный.

Возможно, им Юсуфов и планировал предложить непрофильный для НРК актив за гораздо большие деньги — что могло бы сказаться на стоимости угля для конечных потребителей, в том числе и компаний Хакасии. Однако, даже если эти предположения верны, на этот раз связи экс-министру не помогли: их не хватило, чтобы оправдать перед Роснедрами один конверт с заявкой, когда речь идет о комплексном освоении угольного месторождения.