Posted 20 сентября 2018,, 21:01

Published 20 сентября 2018,, 21:01

Modified 30 марта, 18:41

Updated 30 марта, 18:41

Анатомия слухов: кто ответит за Приморье?

20 сентября 2018, 21:01
Главной темой остаются итоги выборов. Уже звучат прогнозы, что громкие скандалы в регионах могут вызвать не менее резонансный ответ Москвы.

Итоги выборов губернатора Приморского края официально отменены — это первый такой случай после возвращения прямых выборов глав регионов. Местный избирком принял это решение после того, как такую меру порекомендовала Центральная избирательная комиссия, а ее поддержал Кремль. Уже появилась версия, что это было частью игры, чтобы не дать победить на губернаторских выборах кандидату-коммунисту Ищенко. Кремль и местные политтехнологи якобы еще в ночь подсчета голосов решили пойти на демонстративную фальсификацию, причем она должна была быть настолько выпуклой, чтобы никаких сомнений в необходимости отмены итогов проваленных выборов не оставалось.

Теперь оба кандидата, и коммунист Андрей Ищенко, и ставленник Кремля Андрей Тарасенко в новых выборах участвовать не будут. В администрации президента подберут других соперников, причем так, чтобы провластный кандидат гарантированно победил. Скорее всего, он не будет, в отличие от Тарасенко, казаться местным элитам «варягом». Возможно, им станет традиционный для сложных ситуаций «резервный силовик».

Но главное, что команда первого замглавы президентской администрации Сергея Кириенко пытается именно что «обнулить» ситуацию в Приморье. Идти на компромисс даже с системной КПРФ там не готовы, да и вообще раздражены необходимостью о чем бы то ни было с кем-то договариваться.

Аналогичным образом обстоят дела и в Хабаровском крае, непокорным избирателям которого то ли в Кремле, то ли в Белом доме (полпред Юрий Трутнев еще и вице-премьер по совместительству) уже пригрозили отобрать у региона статус главного в Дальневосточном федеральном округе, в том числе перенести из Хабаровска аппарат полномочного представителя президента. Теперь там пришлось договориться. Кандидат от условной оппозиции, выдвиженец ЛДПР Сергей Фургал, согласился после выборов стать заместителем единоросса Вячеслава Шпорта. Причем, как ходят слухи, произошло это после блиц-визита в Хабаровск главы управления АП по взаимодействию с Госсоветом и реального кремлевского куратора региональных выборов Александра Харичева.

Кстати, известно, что этот чиновник резко усилился только летом, после президентских выборов, когда получил в администрации президента собственное управление и постепенно забрал себе большую часть «региональных» вопросов, которые раньше были за управлением внутренней политики (УВП). Теперь возникает вопрос: не пострадает ли Харичев из-за итогов Единого дня голосования?

Правда, разобраться в том, кто именно виноват в избирательных скандалах трудновато. Может, глава УВП Андрей Ярин, может, Харичев, может, лично Кириенко, а может, как дружно пытаются доказать сейчас сотрудники кремлевской администрации, сами кандидаты в губернаторы четырех проблемных регионов

Недаром Светлану Орлову, которую ждет второй тур на губернаторских выборах во Владимирской области, отправили публично каяться перед избирателями. Тут вопрос, возможно, вовсе не в том, чтобы ее кто-то простил, а в том, чтобы показать, что виноваты именно губернаторы, а вовсе не их кремлевские кураторы.

Параллельно через разные анонимные телеграм-каналы Кремль активно атакует тех экспертов, которые позволили себе критиковать власть по итогам Единого дня голосования, а особенно — по итогам отмененных выборов в Приморье. Страх перед критикой, пусть даже и конструктивной, — это то, что объединяет все этажи российской власти в условиях, когда недовольство населения растет.

Ведь не только команде Сергея Кириенко кажется, что если запретить критиковать ее деятельность, то ситуация во внутренней политике в стране резко выправится и единороссы начнут повсеместно побеждать. К похожим выводам пришли и в правительстве. Премьер Дмитрий Медведев якобы подписал распоряжение, требующее от членов правительства «не допускать высказывания позиций, отличных от позиций правительства РФ» при рассмотрении бюджета и других законопроектов (скриншот этого документа появился в популярном телеграм-канале «Незыгарь»).

При этом ходят слухи, что в реальности в Белом доме такое решение трактуют заметно шире — речь идет о попытке очередного полного запрета всяких публичных дискуссий по принципиальным вопросам экономической и социальной политики. В первую очередь, разумеется, речь идет о повышении пенсионного возраста.

Реальным автором этого документа источники называют главу аппарата правительства Константина Чуйченко. Едва придя в Белый дом из Кремля, этот бывший одногруппник премьера сразу ввел для сотрудников дресс-код. Теперь вот, следуя традиционной российской логике, за этим последовало ужесточение информационной политики.

Правда, основным оппонентам правительства, как, например, главе Счетной палаты Алексею Кудрину или президентскому советнику Сергею Глазьеву, ни Чуйченко, ни даже Медведев ничего запретить не смогут. Так что иное мнение, как, кстати, и критика власти в целом, судя по всему в ближайшее время будут только усиливаться, несмотря на все усилия Кремля и Белого дома.

Иван Преображенский