Posted 23 октября 2018, 15:18

Published 23 октября 2018, 15:18

Modified 30 марта, 18:24

Updated 30 марта, 18:24

Последнее танго будет в Париже?

23 октября 2018, 15:18
Россию и США больше ничего не связывает кроме безопасности. Впрочем, как показал визит Джона Болтона в Москву, и не разделяет.

Вполне вероятно, что Владимир Путин вновь встретится с Дональдом Трампом в Париже на торжествах по случаю столетия окончания Первой мировой войны. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон приехал в Москву, чтобы обсудить такой сценарий лично с российским лидером.

В повестке встречи Болтона и Путина также тема возможного выхода США из договора о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД). Этот документ американцы подписывали еще с СССР, а теперь и они, и россияне взаимно постоянно обвиняют друг друга в нарушении его условий. Никуда не деться и от проблем безопасности на Ближнем Востоке в контексте Сирии, где ищут формат перехода к мирной жизни, действий Ирана и Израиля.

Приезд в Москву Джона Болтона показателен — это тот реальный уровень, на котором Вашингтон сейчас общается с Москвой. Раньше американские лидеры хотя бы в области политики демонстрировали условное равенство, соглашаясь тешить самолюбие российских лидеров: как Бориса Ельцина, так и нынешнего президента Владимира Путина. Все говорит о том, что при Дональде Трампе ситуация радикально изменилась.

Бросается в глаза уровень, на котором в Москве принимают «всего лишь» советника американского президента. Вечером по приезду он обедал с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, отдельно встречался самым влиятельным российским «силовиком» (хотя и формально гражданским чиновником), секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, а также провел переговоры с министром обороны РФ Сергеем Шойгу.

Затем у Болтона была своя программа, сформированная для него посольством США, в частности — посещение мемориала на месте убийства бывшего вице-премьера российского правительства, оппозиционного политика Бориса Немцова на мосту с видом на Кремль. И после этого, наконец, советника американского президента принял лично Владимир Путин.

Такой уровень визита, с точки зрения дипломатической взаимности, вряд ли можно объяснить даже тем фактом, что обсуждал российский лидер с Болтоном среди прочего как раз свою возможную встречу с Дональдом Трампом. Если следовать формальному протоколу, такой уровень встреч для Болтона явно «не по чину».

Советник президента США по национальной безопасности стал главным переговорщиком с Россией в первую очередь потому, что других тем в двусторонних отношениях Вашингтона и Москвы практически не осталось. Ведь с чем приехал в Москву Джон Болтон? Прежде всего, пригрозить расторжением ДРСМД, подписанного в свое время первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым с его американским коллегой Рональдом Рейганом.

Еще одна тема, составляющая основу двусторонних отношений сегодня — это разнообразные «вмешательства» России. Вмешательство в президентскую избирательную кампанию 2016 года. Вмешательство в предстоящие еще только американские выборы в ноябре этого года, когда будут избраны нижняя палата Конгресса США и часть сенаторов. Вмешательство во внутренние дела европейских государств — членов ЕС и их выборы. Вмешательство во внутренние дела Украины. А кроме того, Крым, военные действия в Донбассе и будущее двух самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.

Наконец, война в Сирии. Но тут обвинения во вмешательстве в дела этой страны хотя бы взаимны. Ведь сирийские власти, то есть союзный Кремлю Башар Асад, называют участие американских военных в боевых действиях в их стране как раз «вмешательством» в свои внутренние дела.

Дальше уже идут только нюансы. Вмешательство в дела Сирии, помимо будущего Башара Асада, которого США, кажется, уже согласны сохранить на время формальным президентом, может также рассматриваться в контексте связей России с Ираном или в отношении безопасности Израиля. Вмешательство в американские выборы — через призму российских хакеров, задержанных на территории США и подозреваемых в шпионаже россиян, санкций или же расследования так называемого «русского следа» спецпрокурором Робертом Мюллером, который «копает» под самого президента Трампа за его возможные предвыборные связи с Кремлем.

Вмешательство в европейские дела и дела Украины — это снова санкции, споры вокруг поставок в ЕС американского сжиженного газа и, соответственно, строительства трубопровода «Северный поток -2», а также обвинения в применении химического оружия в деле о попытке отправления в Великобритании бывшего сотрудника российского ГРУ Сергея Скрипаля.

Никакой экономической, научной, общественной повестки в российско-американских официальных отношениях сегодня просто не осталось. Поэтому и приезжает в Москву именно Джон Болтон, а встречаются с ним все, от мала до велика. Правда, надо отметить, что хотя кроме темы безопасности Россию и США ничего сегодня больше не связывает, ничто и не разделяет. Это звучит угрожающе, но дает определенные надежды на будущее, когда безопасность перестанет быть так или иначе единственным содержанием повестки дня.

Иван Преображенский