Posted 23 ноября 2018,, 11:00

Published 23 ноября 2018,, 11:00

Modified 30 марта, 18:07

Updated 30 марта, 18:07

Как нас обманывают в «черную пятницу». Доказательства

23 ноября 2018, 11:00
«Росбалт-Like» нашел крупных ритейлеров, которые не гнушаются введением покупателей в заблуждение.

В мире вовсю идет «черная пятница» — день невиданных скидок, распродаж и очередей в магазинах. Праздник потребления, зарожденный в США, легко прижился в России. Всего несколько лет потребовалось, чтобы «черная пятница» распространилась по большинству отечественных магазинов — даже продуктовых. Теперь по большим скидкам продают не только мебель и технику, но даже сметану и плавленый сыр.

Как и всегда, благое дело таит в себе множество подводных камней. Некоторые недобросовестные ритейлеры не брезгуют введением в заблуждение, а порой и откровенным обманом доверчивых покупателей. По данным петербургского Роспотребнадзора, зачастую продавцы не в полной мере доводят до сведения клиента условия проводимых акций. Иногда компании искусственно завышают цены, чтобы потом ввести на него «скидку». Кроме того, в «черную пятницу» сбывают неликвид и бракованный товар.

Корреспонденты «Росбалт-Like» также вовсю готовились к этому дню — сохраняли в «корзинах» понравившиеся товары, делали скриншоты ценников и скрупулезно записывали скидки. И в итоге поймали ряд продавцов на обмане. Среди них неожиданно оказались крупные и вполне себе уважаемые сети.

Без накруток, но все равно невыгодно

Начнем с того, что распродажи в «черную пятницу» бывают разными. Есть магазины, где установлены четкие скидки. Где-то — на весь товар, где-то — на определенный ассортимент (последних — большинство). К примеру, в Nike ввели промокод в 30% на почти 2 тыс. товаров, в Adidas — 25%. Выявить какую-либо накрутку на одежду и обувь в этих магазинах «Росбалту» не удалось. Другое дело, что в ряде случае остались либо большие размеры, либо откровенно неудачные модели. Но последнее — скорее вкусовщина.

Каких-либо манипуляций с ценниками не обнаружилось в DC Shoes и на «Озоне». Зимние куртки, которые смотрел один из журналистов, действительно стали дешевле (но все равно дорого).

Один из крупнейших онлайн-магазинов AliExpress открыл распродажу в 10:00 по московскому времени. Сайт предлагает скидки до 50%, а также скидку в $5 при заказе от $30. Но и на позиции, выбранные корреспондентом, цена действительно стала меньше.

В New Balance распродажа затронула 170 артикулов из мужского ассортимента (при общем количестве в 594) и 146 женских товаров (из 489). То есть — даже меньше трети.

Онлайн-магазин Asos так и вовсе отказался от «черной пятницы» в России, на что его клиенты отреагировали исключительно негативно, забросав страницу компании гневными комментариями. Не удалось найти скидки и в официальном магазине компании Apple — re:Store. Потенциальные покупатели ответили мгновенно: «За такую цену засуньте себе в ****».

В Dns «черная пятница» не затронула популярные позиции вроде iPhone или iPad. Не изменились цены на популярные смартфоны и планшеты в магазине «М.Видео», так что «яблочники» в «черную пятницу» спокойно могут обходить стороной этих ритейлеров.

Что касается косметики. В «ЛʼЭтуале», на первый взгляд, все оказалось честно, и реальные скидки подтверждаются различными сервисами проверки цен.

Популярные сетевые магазины вроде H&M и Stradivarius дарят покупателям откровенно смешную скидку в 20%. Не всегда на полный ассортимент, а зачастую лишь на избранные модели — далеко не самые необходимые в зимний период. Например, со скидкой можно купить «блузу с леопардовым принтом и бантом», кроссовки и сандалии, но не теплые пальто и пуховики. Zara предоставляет скидку 50%, но выбор уцененных моделей крайне мал. Так, для женщин с размером S сайт предложил из верхней одежды лишь три куртки и четыре искусственные шубы.

Обман и манипуляции с ценами

Крупнейшие российские онлайн-магазины Lamoda и Wildberries подготовились к «черной пятнице» основательно и ввели скидку на тысячи товаров. Оба сайта начали распродажу заранее, и это обернулось денежными потерями для потенциальных покупателей. Так, во время «препятницы» в Lamoda цены на ряд позиций стали ниже, чем во время самой распродажи 23 ноября. Такая же история случилась и у Wildberries. В этом магазине некоторые артикулы в «черную пятницу» стали стоить дороже, чем несколько месяцев назад.

В магазине «Ситилинк» журналисты поначалу находили вполне выгодные предложения и заманчивые скидки. Но затем идеальная картина начала рушиться — на ряд товаров продавец попросту завышал цены за несколько недель до большой распродажи. Так корреспондент «Росбалта» остался без стиральной машины и электрического чайника.

Похожая ситуация возникла в «Эльдорадо». Два чайника марки Tefal, которые еще неделю назад стоили 1 тыс. 899 рублей, 23 ноября подорожали до 2 тыс. 199 рублей. Зато рядом с товарами появилась табличка «Black Friday». Еще более безобразная история случилась с металлическим чайником той же марки. Он, как и прежде стоил 1 тыс. 999 рублей, но в «черную пятницу» рядом с ценником появилась якобы предыдущая цена — 2 тыс. 699 рублей. Здесь же обнаружилась та же тенденция, что и у «Ситилинка» — за пару недель до распродажи на ряд товаров цена повышалась. И ближе к «Черной пятнице» она падала, попадая в раздел Black Friday.

По итогу. В «черную пятницу» действительно можно найти выгодные товары, но придется хорошо поискать. В ряде случаев недобросовестные продавцы вводят покупателей в заблуждение яркими ценниками и якобы огромными скидками. Посему совет один: будьте бдительны и не дайте себя обмануть.

UPD. В Wildberries заявили, что стоимость товаров определяют поставщики. «В случае недобросовестного поведения поставщиков мы временно блокируем такие товары и скрываем их с сайта», — отметили в компании.