Posted 31 мая 2019, 15:39

Published 31 мая 2019, 15:39

Modified 30 марта, 16:44

Updated 30 марта, 16:44

«Ситуация с мусором напоминает прорвавшийся гнойник»

31 мая 2019, 15:39
Горы отходов стали настолько огромными, что не замечать их уже слишком трудно, уверен эко-активист Дмитрий Иоффе.

Пять лет назад проект «Чистые игры» стал ярким событием в экологической жизни Петербурга, позже охватил всю страну и теперь уверенно выходит на мировую арену. Он не только ставит рекорды по количеству участников и объему собранного мусора, но и вбивает свою порцию гвоздей в гроб традиционных субботников. Уборка территорий никогда еще не была такой интересной.

Создатель «Чистых игр» Дмитрий Иоффе рассказал «Росбалту», когда ждать первого чемпионата мира по сбору отходов, с чего все началось и почему экологические развлечения сегодня так популярны.

— Как вообще появилась идея «Чистых игр»?

— На протяжении десяти лет я организовывал сюжетно-ролевые мероприятия живого действия. То есть люди выезжают в лес и проводят игры по сюжетам Толкина, произведениям других писателей, фильмам и так далее. На два-три дня собирается по 100-200 человек. Участники создают определенный мир, у них есть игровые деньги, они что-то покупают и продают.

В компании наших друзей-ролевиков на майские праздники 2014 года мы отправились в путешествие по озеру Вуокса. Места в тех краях очень красивые, много маленьких островов. Туристов тоже немало. Как следствие — там появились огромные кучи мусора. В конце поездки душа моего друга не выдержала, и он сказал: «Хорошо бы сделать такую игру, где мусор будет золотом, и нужно его добывать».

Мне идея понравилась. Мы стали ее разрабатывать. Сперва это была экологическая игра «Чистые острова, или карты, мусор, два весла». Ее провели уже в июле 2014 года. В первый раз участвовали сто человек. Причем за деньги.

— То есть они платили за то, чтобы убирать мусор?

Точнее — за соревнование в уборке. Мы все продумали так, чтобы было интересно. Дали лодки, на которых участники путешествовали по островам, сделали для них полевую баню. Мероприятие напоминало фестиваль. Конечно, многих пришлось уговаривать. Никто не понимал, как все это будет выглядеть.

Я потом выяснил, что были люди, которые сделали что-то похожее еще раньше или предлагали аналогичные идеи. Но они не пришли к выводу, что такая инициатива может оказаться настолько интересной, чтобы превратиться в международный проект. Остальные сделали все «на один раз». А мы продолжили работать и стали обучать других. Важно отметить, что теперь участие в играх бесплатное.

— А как «Чистым играм» все-таки удалось стать мероприятием не «на один раз»?

— Люди начали интересоваться, спрашивать. Вместо того, чтобы просто кинуть правила и забыть обо всем, мы составили и подробно описали методику проведения. Создали логотип, брендбук, подготовили пакет франшизы. И передавали методику только на условиях его соблюдения.

За франшизу, которая делается без коммерческих целей, платить ничего не нужно. Но существуют определенные правила. Например, нельзя работать с политическими партиями. После того, как с нами подписывается договор, мы дает доступ к мобильному приложению и подключаем к общему чату, где можно получить консультации.

Есть еще платные условия — для тех, кто хочет заработать на «Чистых играх». Это могут быть event-агентства, которые проводят корпоративные мероприятия. Бывает, что бизнес-компания хочет сама организовать игру для своих сотрудников. Сейчас мы записали видео-курс о проведении игры и готовим новый сайт, который поможет систематизировать работу.

— Зачем при уборке мусора нужен смартфон?

— Когда у вас 200-300 организаторов, игра превращается в массовое производство, «фабрику». Соответственно, нужно создать для такой «фабрики» необходимые IT-условия. Участники ведь также придумывают что-то новое. Мы сейчас создаем платформу, чтобы они могли предлагать свои собственные игровые модули, а другие могли бы ими пользоваться. Там будет видно, насколько эти задумки популярны. Так что можно будет конструировать свою игру.

Мы также улучшим мобильное приложение. Оно создано как для организаторов, так и для игроков. Организаторы с его помощью принимают мусор. Там же разные критерии: за раздельный мусор дают больше очков. Если ты будешь долго его считать — люди начнут расходиться. Чтобы такого не было, нужно делать все очень быстро. Для этого применяется система синхронизации, действующая одновременно в разных местах. В результате выстраивается рейтинг, который можно увидеть в режиме реального времени. Эту же информацию видят игроки в приложении.

— В «Чистых играх» уборкой ведь дело не ограничивается?

Есть и другие игровые модули. Например, ты можешь найти среди мусора интересный предмет и торговаться за баллы, доказывая его необычность или придумывая какие-нибудь истории. Обычно это очень весло. Также мы собираем выставку необычных предметов и выбираем лучшую находку. В Хакасии как-то обнаружили комплект упакованной кухонной мебели и сумку с орденами Великой Отечественной войны, в Мончегорске нашли под водой куклу-вуду, истыканную иголками, в Махачкале — рюмку с гербом ФСБ. В Евпатории был случай — нашли человеческий череп. Сразу вызвали полицию, конечно.

Есть у нас модуль «Экологическая меткость»: люди находят пластиковые бутылки, откручивают крышки и на одной из локаций должны кидать их в мусорную корзину. Если попадают — получают дополнительные баллы. Также у нас имеются карточки с экологическими загадками. Они позволяют внести разнообразие в игру и позволяют получить дополнительные очки.

— Как выглядят «Чистые игры» в цифрах?

— Сейчас в некоторых играх участвует и по 300 человек. Например, в Дагестане и Вологде. Рекорд — 600 участников, которые собрали «Чистые игры» в Красноярске. Но это был перебор. Недавно в Петербурге провели игру на 215 человек. И это только в одном районе. А вообще по городу в них приняло участие около тысячи человек.

На сегодняшний день «Чистые игры» охватили более 250 городов. Проходят они в разное время — весной, летом и осенью. За пять лет в них приняло участие около 50 тысяч человек. В результате было собрано почти 900 тонн мусора.

— У вас и за рубежом, я слышал, все неплохо?

— В прошлом году мы открыли международное направление. Где-то их организаторами стали наши соотечественники, где-то местные жители. Игры уже прошли в Индии, Украине, Нигерии, Вьетнаме, Японии, Венесуэле, Китае. И это только те, кто довели дело до конца. Мы подписали соглашения с представителями двадцати пяти стран. На днях должны пройти игры в Шанхае и Пекине. Думаю, что игры продолжатся в Японии и Нигерии.

— Скоро ли пройдет чемпионат мира по «Чистым играм»?

— Вопрос в том, сколько стран должны участвовать. В чемпионате мира по футболу тоже не все государства представлены. Если исходить из того, что для такого статуса нужно 50 стран, то мы достигнем его примерно лет через 5. Но несмотря на то, что игра актуальна и все с ней хорошо, существуют и определенные препятствия для ее развития.

Одно из них заключается в том, что она имеет российское происхождение. Это вредит ее распространению в Европе и США. Латинская Америка далеко, и я плохо понимаю, что там происходит. В Африке есть спрос, но там не хватает денег на организацию. Поэтому они не могут проводить игры часто.

— После игр мусор сдается также раздельно, как и собирается?

— За сортированные отходы мы даем больше очков. Но это не обязательное требование. Если игроки сортируют мусор, организаторы либо сдают его потом в переработку, либо изначально предупреждают, что раздельный сбор в данном случае происходит только в образовательных целях. Чтобы не было ситуаций, когда люди собирали мусор раздельно, а потом он все равно попадет на общую свалку.

Многие ведь участвуют, чтобы внести свою лепту в чистоту планеты, пусть и маленькую. Дело еще и в том, что во многих городах просто нет возможности сдавать отходы на переработку. В Петербурге такие компании существуют.

— Люди приходят играть повторно?

— Да. Мы не ведем статистку по каждому участнику, но многих знаем, видели их сообщения в социальных сетях. Мы даже специально награждали таких ветеранов, приглашали их на наши тусовки.

— Социальная активность вокруг мусора, по моим наблюдениям, входит в моду. Это действительно так?

— Конечно. Горы мусора стали настолько огромными, что не замечать их уже слишком трудно. Слишком долго все делали вид, что не видят их. А они росли и стали закрывать небо. Ситуация напоминает прорвавшийся гнойник. Нужно понимать, что во многих странах все происходило иначе. Уровень потребления там стал серьезно увеличиваться начиная с 1980-х годов, когда усилилась глобальная экономика.

Покупая товар, люди думают о нем как о вещи, а потом оказывается, что у нее есть упаковка, да и сама вещь со временем приходит в негодность. У нас до распада СССР не было такого количества упаковки. Мы только сейчас начинаем осознавать, что произошло.

— Традиционный субботник себя изжил?

— Об этом свидетельствует увеличение популярности наших игр. Сейчас субботники проводят уже не так, как раньше — вот вам мешки, перчатки и вперед. На таких мероприятиях выступают музыкальные коллективы, устраивают пикники. Они постепенно превращаются в праздники. Приятно осознавать, что мы были первыми на данном поле. Конечно, где-то Всероссийский субботник проводится уже в формате «Чистых игр», в то время как другие говорят: «Не надо морочить нам голову, проведем как привыкли!». Но это дело времени.

Беседовал Дмитрий Глебов

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.