Posted 9 сентября 2019, 17:40
Published 9 сентября 2019, 17:40
Modified 30 марта, 16:02
Updated 30 марта, 16:02
Правящая партия и ее липовые «самовыдвиженцы» выиграли в большинстве регионов. Казалось бы, «Единая Россия» должна упокоиться на лаврах. Но эксперты считают, что это пиррова победа и власти ждет расплата. Может быть, не сегодня, но завтра.
Александр Кынев, политолог:
«Общий вывод из прошедших выборов заключается в том, что запросы избирателей и то предложение, которое есть на политическом рынке, не соответствуют друг другу. Политическая система искусственно заморожена, партии ведут себя инертно, играют в поддавки, и „умное голосование“ было голосованием не „за“, это было голосование „против“. Оно заведомо было построено на том принципе, что позитивных героев нет и мы проводим референдум о недоверии. Это общее настроение, когда избиратели в целом даже не знали, за кого голосуют.
Политическая система нездорова, она не отражает общественных настроений и общественного запроса. Есть огромное количество людей, которые не представлены вообще никем. У них нет своих кандидатов, нет своих партий. Политическая система не дает им возможности защищать свои права.
Это признак абсолютного нездоровья. Это нарыв, который будет копиться, и, я думаю, что если не будет сделано каких-то шагов к допуску представителей этого сегмента к политической жизни, это кончится для власти очень плохо».
Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:
«По моим ощущениям — что-то надломилось в российском обществе после этих выборов. Пока не ясно, что именно, но после публикации результатов есть какое-то чувство, что было принято решение, которое будет иметь очень далеко идущие последствия.
Формально все красиво: у провластных кандидатов рейтинги 60-90%, никаких вторых туров. Оппозиция посрамлена, народ не пошел на выборы, предпочитая голосованию сбор шишек. Все, как и раньше, с той поправкой, что это неправильное электоральное поведение для страны с резким социально-экономическим падением.
Происходящее говорит о том, что нынешняя ситуация в публичной политике не отвечает запросам избирателя. Там, где системная оппозиция получает какой-то результат, очевидно, что он обусловлен лишь интересами местных элит. КПРФ, ЛДПР, „Справедливая Россия“ — все это лишь франшиза, которая представляет ту или иную региональную элиту.
А вот выборы в Москве — это очень интересный кейс. Даже в условиях тотальной зачистки власть с трудом удержала большинство в парламенте. Кроме того, в нем впервые не представлена политическая партия „ЕР“. Такое положение вещей уникально для нашей политической системы.
Полагаю, что именно в Москве мы, действительно, проснулись совершенно в других условиях. Также мне кажется, что этот тренд вскоре будет воспринят регионами: парламентские выборы в 2020-м — 2021-м годах могут пройти по московскому сценарию».
Максим Жаров, политолог, социолог:
«Результаты выборов, которые мы видим, достигнуты с максимальным напряжением, может, даже с перенапряжением административного ресурса, и поэтому говорить о том, что все в порядке у власти, я бы не стал. У власти есть большие проблемы, если ей пришлось так перенапрягаться.
Не секрет, что все результаты в губернаторских кампаниях, в общем-то, достигнуты за счет этих административно-зависимых избирателей, за счет бюджетников. Я думаю, что в ближайшем будущем это аукнется в рейтингах доверия власти.
Ничего фундаментально нового на этих выборах я не вижу, но вижу ухудшение ситуации и углубление проблем, которые у нас были и раньше. Партиям парламентской оппозиции нужно готовиться к очень жесткому противостоянию с федеральным центром, потому что полученные ими результаты, — особенно „разгромный“ результат ЛДПР в Хабаровском крае, — являются серьезным провалом для федеральной власти. Кремль будет делать все, чтобы минимизировать этот провал и заставить партии парламентской оппозиции вновь подчиниться. Мы это уже видим сейчас по свежему заявлению Владимира Жириновского о выборах в Мосгордуму: он назвал прошедшие в думу партии КПРФ и „Справедливая Россия“ пятой колонной и пособниками Навального. Жириновский все очень хорошо понял, — понял, какая опасность ему угрожает за такой триумф в Хабаровском крае и уже пытается каким-то образом маневрировать.
Что касается „успеха КПРФ в Москве“, то кандидаты, победившие в округах в Мосгордуму, для этой партии чаще всего „не свои“. Эти кандидаты имеют к партии очень отдаленное отношение, и, соответственно, для КПРФ сейчас тоже наступает момент истины. Готова ли КПРФ к тому, чтобы действительно защищать своих победителей, свое право говорить от имени недовольных избирателей, или, как и прежде, она готова при любом усилении давления со стороны федеральной власти „ложиться“ под эту власть и делать то, что она хочет?»
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:
«На прошлых выборах, когда в четырех регионах были вторые туры на губернаторских выборах, в трех из них были врио губернаторов, которых Кремль своевременно не заменил. В четвертом регионе, в Приморском крае, был врио главы, который вообще вдруг начал пропагандировать пенсионную реформу. Это и были причины, по которым они не выиграли в одном туре.
Сейчас к кандидатурам врио губернаторов в Кремле стали подходить более внимательно, и меняют их куда активнее. Практически любое сомнение в том, что врио сможет победить, приводит к тому, что его заменяют на нового. Вот у астраханского временно исполняющего что-то не получалось, и его стремительно сменили, приехал новый.
В результате избиратель был поставлен перед выбором: надо было голосовать либо за малоизвестного врио, который пока ошибок не совершает, пенсионную реформу не пропагандирует, в чем-то людям помогает. В общем, за такого врио, с которым у избирателя пока „медовый месяц“. Либо — голосовать за какого-нибудь „кота в мешке“. В итоге избиратели решили выбрать тех, с кем немного познакомились и к кому нет сколько-нибудь серьезных претензий.
Поэтому выборы прошли достаточно спокойно для власти. Было несколько регионов, где было напряжение, ждали второй тур, но там тоже избиратели решили не рисковать. По сравнению с прошлыми выборами в целом по стране власти было полегче.
Есть, правда, Хабаровский край, где на выборах в представительные органы победила ЛДПР. Но там ситуация простая. Пока там был губернатор от „ЕР“, голосовали за кандидатов от „ЕР“. Сейчас губернатор от ЛДПР, и голосуют за ЛДПР. Просто в глазах людей сменилась партия власти. Поэтому делать далеко идущие выводы по Хабаровску было бы неправильно.
Ну, и Москва — это самое интересное. Там прошли в гордуму разные оппозиционные кандидаты, благодаря „демократической мобилизации“, ярко выраженному протестному голосованию. При этом в столице не зарегистрировали многих оппозиционных кандидатов, был разгон демонстрации, аресты, суды. Это все сыграло свою роль. Но последствия протестного голосования могут быть не теми, которых люди ожидают. Власть сохранила большинство в гордуме и, наверно, привлечет на свою сторону часть новых депутатов, которые были избраны при поддержке оппозиции. Да и сами новые депутаты могут раскрыться с неожиданной стороны.
С другой стороны, Москва — город „разный“, поляризованный. Отсутствие либералов в Мосгордуме было аномалией, сейчас же появилось представительство от либеральных партий.
9 сентября мы проснулись в той же стране, что и засыпали, но — с некоторыми уроками и, в том числе, с реакцией Кремля, который понимает, что регионам требуются новые администраторы».
Дмитрий Ремизов