Posted 10 сентября 2019,, 12:38
Published 10 сентября 2019,, 12:38
Modified 31 января, 23:44
Updated 31 января, 23:44
Во вторник в Госдуме официально стартовала осенняя сессия, хотя по факту многие депутаты и не уходили в отпуск. Сначала им помешали это сделать лесные пожары в Сибири, но не успели потушить тайгу, как политическое пламя, вызванное недопуском к участию в выборах в Мосгордуму ряда оппозиционных кандидатов, разгорелось уже и в столице.
Депутаты углядели в происходящем «вмешательство Запада». Так что еще в августе созвали соответствующую комиссию, предъявив первым делом претензии посольству США и немецкой телекомпании DW. Теперь же, по итогам выборов, комиссия решила также расследовать указанные Роскомнадзором факты нарушения избирательного законодательства американскими компаниями Google и Facebook.
Примечательно, что официально эта комиссия образована только на пленарном заседании палаты во вторник, 10 сентября. Но уже понятно, что депутатам удалось перехватить пальму первенства из рук своих коллег в Совете Федерации, которые поначалу тоже демонстрировали активность на этом направлении, а потом сбавили обороты.
При этом пока неясно, во что в итоге выльются потуги депутатов доказать иностранное вмешательство в российские внутренние дела. Точно не стоит уже ожидать каких-либо антизападных санкций. Во-первых, сил недостаточно, а, во-вторых, пугать Запад по большому счету нечем — разве что ракетами.
Но даже если из Госдумы и раздадутся радикальные голоса, можно не сомневаться — впоследствии все жесткие заявления и предложения парламентариев будут дезавуированы реальными центрами власти. Депутатов же выставят «горячими головами», а за спиной покрутят пальцем у виска. Не исключено, что некий подобный сценарий уже прорабатывают в МИД, который, надо заметить, в последнее время все чаще «стращает» Думой в международных делах, а потом тихо спускает дело на тормозах.
Так что, если депутаты и решат бороться с «иностранным вмешательством», то к плохому стоит готовиться внутри России. Например, в Госдуме уже подтвердили, что по возвращении с каникул одним из первых примут законопроект, разрешающий силовикам сбивать несанкционированные дроны, парящие над местами проведения протестных акций чтобы подсчитать реальное количество их участников.
С высокой вероятностью будет принят еще один документ, который формально не связан с митинговой активностью граждан, но нужен властям в рамках общей кампании по деанонимизации в интернете. Речь идет о законопроекте об идентификации пользователей электронной почты, внесенном в Госдуму еще этим летом сенаторами Андреем Клишасом и Людмилой Боковой.
Тем не менее, выводы комиссии могут стать предтечей будущих ограничительных и запретительных инициатив, касающихся новых, еще более жестких правил организации и проведения в стране митингов, а также работы в России иностранных СМИ. Есть также подозрение, что именно при помощи этой комиссии в Госдуме все-таки попытаются протащить законопроект Антона Горелкина об ограничении доли иностранцев в значимых информационных ресурсах.
Напомним, проект поступил в Думу летом и встретил резкую критику со стороны Минкомсвязи и «Яндекса». С просьбой повлиять на депутата, чтобы тот отозвал свое детище, якобы даже звонили из Кремля спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Но тот, по слухам, изначально инициативу Горелкина как раз поддержал, а впоследствии даже попытался сколотить вокруг нее депутатскую группу поддержки.
Так что не исключено, что этому законопроекту в Госдуме все-таки попытаются включить «зеленый свет», и подано это будет именно под соусом будущих выводов думской комиссии об «иностранном вмешательстве». Хотя другие источники утверждают, что у законопроекта Горелкина перспектив дальше первого чтения нет. Но это вовсе не означает, что даже гиганты вроде «Яндекса», чья головная компания зарегистрирована в Нидерландах, смогут и дальше без проблем работать на территории России.
Так, депутаты пообещали в октябре вернуться к проблеме «фейков» в лентах новостных агрегаторов. Напомним, эта тема возникла в момент, когда в топе ленты уже упомянутого интернет-поисковика пару дней провисела новость о якобы обсуждаемом в Думе предложении запретить использование старых автомобилей. Несмотря на то, что думское руководство успело опровергнуть эту информацию несколько раз, броский заголовок продолжал мозолить глаза пользователям. Тогда депутаты заподозрили, что ложные, по их словам, вбросы появились в новостном топе интернет-агрегатора не просто так, а якобы с целью попытаться переключить общественный негатив на депутатов, поскольку дело происходило в самый разгар протестов в Москве.
Впрочем, в итоге может получиться и так, что, несмотря на поднятый комиссией шум, все закончится большим пшиком. А чтобы не потерять лицо, максимум, что сделают депутаты, так это сначала выступят с грозными заявлениями, а потом возьмут, да и лишат думской аккредитации немецкое СМИ, что, впрочем, не помешает его журналистам проходить в парламент по наверняка имеющейся у них аккредитации МИД.
Для думского же руководства создание такой комиссии станет, хоть, скорее всего, и неудачной, но все-таки заметной попыткой выступить в качестве альтернативного центра влияния, на этот раз составив конкуренцию своим коллегам в Кремле.
Влиянием же Госдуме надо обзаводиться как можно быстрей. До выборов в новый парламент осталось всего ничего и в президентской администрации с учетом результатов «Единой России» на прошедших региональных выборах в итоге могут решиться на переформатирование партийной системы. В таком случае дальнейшие перспективы не только системных партий, но и нынешнего думского руководства могут оказаться под большим вопросом.
Володин же увлекся игрой по усилению влияния Думы на правительство. Из его новых инициатив в этом направлении, которые депутаты опробуют уже этой осенью — регулярное приглашение на Совет Госдумы министров, из заместителей и руководителей госкомпаний (до сих пор первые участвовали в основном во встречах с фракциями и «правительственных часах» в рамках пленарных заседаний, а остальные — в заседаниях думских комитетов), а также принятие как можно больше законов прямого действия, для вступления в силу которых не потребуется дополнительных подзаконных актов.
Елена Земскова