Posted 9 октября 2019,, 16:17

Published 9 октября 2019,, 16:17

Modified 30 марта, 15:48

Updated 30 марта, 15:48

Экологичное не равно элитное

9 октября 2019, 16:17
Внедрение «зеленой» маркировки сельхозпродукции сделает экологически чистое общедоступным и обеспечит России конкурентное преимущество на глобальном рынке продовольствия.

Главной темой агропромышленной выставки «Золотая осень», которая проходит в столице с 9 по 12 октября, стало внедрение «Зеленого бренда». Дорожную карту реализации этого проекта разработали по поручению президента. Документ уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами, включая Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Россельхознадзор и Роспотребнадзор.

Создание российского бренда экологически чистой сельскохозяйственной продукции потребует принятия федерального закона, который по итогам общественного обсуждения был доработан и внесен в Госдуму. Введение более жестких мер регулирования в этой сфере сделает российских производителей более конкурентоспособными на глобальном потребительском рынке и позволит защитить внутренний рынок от наплыва «грязной» сельхозпродукции с учетом планомерного ужесточения регулирования в ЕС.

Как рассказал генеральный директор «ФосАгро» Андрей Гурьев на панельной сессии, посвященной «Зеленому бренду», сегодня России удается сочетать высокий уровень продовольственной безопасности с экологичностью еды. «Мы по-прежнему едим самую чистую пищу в мире. Мы используем самые чистые минеральные удобрения в мире, не содержащие концентраций тяжелых металлов. В первую очередь — кадмия, признанного европейцами одной из главных угроз для здоровья, на которую до сих пор не обращали особого внимания европейские фермеры», — отметил он.

С 2022 года фосфорные удобрения с содержанием кадмия выше 60 мг/кг окажутся в Европе вне закона. Но уже сегодня Агентство санитарной безопасности питания окружающей среды и труда Франции, крупнейшего европейского потребителя фосфорных удобрений, бьет тревогу, рекомендуя снизить предельный уровень кадмия в фосфатах не менее чем втрое — настолько серьезны кадмиевые риски.

«Когда европейский потребитель в полной мере осознает вред кадмия — а это уже происходит на наших глазах, — он переориентируется на экологически чистые удобрения и сельхозпродукцию, выращенную с их использованием. И здесь Россия — вне конкуренции. Российские фосфорсодержащие удобрения, в силу уникальных природных особенностей месторождений руды Кольского полуострова, сами задают эталон экологической чистоты в связи с отсутствием концентраций вредных примесей кадмия, опасных для здоровья и окружающей среды, — подчеркнул Гурьев. — В сочетании с конкурентной ценой, российская экологически безопасная сельхозпродукция имеет уверенную перспективу закрепиться на глобальном потребительском рынке. В этом нам и должен помочь национальный „Зеленый бренд“, в основе которого — экологически безопасные российские удобрения».

По расчетам экспертов, внедрение «Зеленого бренда» позволит обеспечить больше 15% экспорта продукции российского агропромышленного комплекса и создать 170 тысяч новых рабочих мест. При этом государство получит больше 37 млрд рублей новых налоговых поступлений.

Уже сегодня сельхозпродукция — такое же «лицо» России, как нефть или металлы. Сельское хозяйство — это шестая экспортная отрасль страны, которая приносит $26 млрд. Россия продолжает увеличивать свое присутствие на мировых рынках, и ужесточение конкуренции играет для нее заметную роль. Концепция «Зеленого бренда» позволит «монетизировать» фундаментальные преимущества ведения сельского хозяйства в России, такие как полный запрет на использование ГМО, низкая интенсивность применения пестицидов и низкий уровень содержания тяжелых металлов (в частности, кадмия) в фосфатных удобрениях.

Создание сегмента экологически чистой российской сельхозпродукции обеспечит конкурентные преимущества на внешнем рынке, усилит позиции РФ в снятии торговых барьеров на ключевых рынках сбыта и позволит в перспективе создать нишу эталонной «зеленой» продукции.

Маркировка будет введена в действие после того, как парламентарии примут закон о производстве экологической продукции и утвердят национальный стандарт. Впоследствии знак будет наноситься на продукты питания, произведенные из культур, при выращивании которых применялись только экологически безопасные удобрения. Кроме того, «зеленая» маркировка будет распространяться и на российские фосфорсодержащие минеральные удобрения, произведенные из экологически чистой руды Кольского полуострова. Российский знак может стать прототипом будущей маркировки Еврокомиссии для фосфорсодержащих удобрений, которая должна заработать в 2022 году.

Открывая пленарное заседание Первого международного агропромышленного форума, проходящего в рамках выставки, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заметил, что создание зеленых брендов соответствует задачам, которые стоят перед агросектором в XXI веке: потребители хотят покупать экологически чистые продукты. «Рождается новая культура питания, в которой качество продуктов, способ их производства оказывается не менее важным, чем количество продуктов, их разнообразие. Поэтому нам нужно и дальше повышать качество сельхозпродукции и продовольствия с учетом новых требований агроэкологии и самих людей», — отметил Медведев. Он заявил, что Россия ведет в этом отношении соответствующую системную деятельность по нескольким направлениям.

«Создаются зеленые бренды, мы учимся совмещать интенсивное аграрное производство, современные технологии, защиту окружающей следы, следим за тем, что производим, что продаем, что подается на стол», — подчеркнул глава российского правительства.

«Мы должны вносить такие удобрения, которые не убивают почву, которые через десятилетия позволят нам собирать урожаи. Удобрения должны быть максимально доступными и как можно более безвредными. Поэтому и сегодняшние обсуждения, и та работа, которая ведется в министерстве, и тема минеральных удобрений крайне важны», — отметил в свою очередь министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.

Как подчеркнул заместитель председателя правительства по сельскому хозяйству Алексей Гордеев, сегодня предъявляется все больше требований к сельхозпроизводителю — как он работает с окружающей средой, сколько и каких химических веществ содержит его продукция. В этом смысле уникальная инициатива «ФосАгро» позволит России заявить о себе как о стране, которая производит полноценное питание и решает глобальные, общечеловеческие задачи. По его мнению, российский опыт внедрения «Зеленого бренда» может быть в каком-то смысле уникальным, передовым.

«Этот курс — от зеленой руды до зеленой еды — одно из главных конкурентных преимуществ нашего сельского хозяйства, прочная основа его стабильного развития, прибыльности и инвестиционной привлекательности и залог признания России как одной из стран-пионеров в части внедрения максимально ответственных подходов к ведению сельского хозяйства», — подчеркнул Андрей Гурьев.

Ася Никитина