Posted 15 октября 2019, 14:25
Published 15 октября 2019, 14:25
Modified 30 марта, 15:46
Updated 30 марта, 15:46
Пока в стране не будет социальной справедливости и равенства всех ее граждан перед законом, ни совесть, ни гражданский долг, ни даже уменьшение налоговых взносов не заставят россиян отказаться от зарплат в конвертах, считают в РАНХиГС.
По данным президентской академии, 32,5% занятого населения страны, то есть, почти 25 млн человек, трудятся «в тени». Кто-то работает без официального оформления, кто-то получает часть зарплаты в конверте, кто-то подрабатывает за наличный расчет — в обход налоговой. Так или иначе, за два десятилетия неформальная занятость основательно укоренилась на российском рынке труда, и все попытки правительства как-то повлиять на ситуацию до сих пор оказывались провальными.
Хотя последние два года вовлеченность населения в теневую экономику начала снижаться, к стараниям чиновников это не имеет никакого отношения. В Институте общественных наук РАНХиГС полагают, что основная причина в снижении потребительской активности граждан, а вовсе не в росте их уровня правосознания. У людей просто закончились деньги, они уже не могут оплачивать работы или услуги, которые раньше были им доступны. В результате возможностей для дополнительного заработка стало меньше, что и отразила статистика неформальной занятости. И если в 2017 году подрабатывало 45% занятого населения, то теперь только 27%.
Количество россиян, для которых неформальная занятость остается основным источником дохода, по-прежнему велико — 13%, начиная с 2013 года эта цифра сильно не меняется, разве что в сторону роста.
В то время как государство борется с теневой занятостью, все больше россиян ее приветствуют. Нарушение закона в сфере занятости становится социально одобряемым. Как рассказал директор научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида, еще в 2017 году половина работающего населения страны относилась с пониманием к наличному расчету «из рук в руки». Теперь же их абсолютное большинство — почти 73%. При этом все они понимают, что платежи проходят мимо налоговой, то есть — с нарушением действующего законодательства.
Растет количество граждан, которые считают, что неофициальная занятость приносит больше пользы для общества, чем вреда, ведь для большинства россиян это единственная возможность увеличить свой скромный доход. Кроме того, очень часто работа «в тени» — временная и даже случайная возможность подзаработать, и люди не воспринимают ее в правовом контексте.
По мнению ученых, чтобы сбалансировать легальный и «теневой» рынки труда, нужно ужесточить ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства, а налоговую политику проводить более четко и последовательно. Каждый второй работник, по данным РАНХиГС, отмечает, что налоговые отчисления слишком велики, а законодательство непостоянно. Все это вынуждает людей с осторожностью относиться ко всем нововведениям или попросту их игнорировать.
Ни совесть, ни гражданский долг не заставят россиян легализоваться. Только снижение величины налоговых выплат, страх наказания и обеспечение равенства граждан перед законом.
Даже если удастся привлечь хотя бы часть неформально занятых граждан в правовое поле, отчисления в бюджет заметно вырастут. Но для начала чиновникам придется настроить механизмы регулирования «теневых» процессов, что тоже весьма затратно. Но только этого будет недостаточно, отмечают в РАНХиГС.
«Весьма остро среди населения стоит вопрос социальной справедливости, равенства перед законом всех групп граждан, без решения которого сложно рассчитывать на эффективность мер по легализации рынка труда. Во многом свое противоправное экономическое поведение граждане обосновывают отсутствием именно социальной справедливости, равного доступа к различным благам», — отмечают исследователи. Именно об этом правительству стоит задуматься, прежде чем вводить новые налоговые схемы и статусы, которые сами по себе, очевидно, не дают ожидаемого эффекта.
Опрос Института общественных наук РАНХиГС проходил в 27 регионах страны. Участие в нем приняли 1215 человек, занятых на предприятиях различных форм собственности.
Анна Семенец