Posted 25 октября 2019,, 14:07

Published 25 октября 2019,, 14:07

Modified 30 марта, 15:41

Updated 30 марта, 15:41

«Нафтогаз» объявил об аресте всех акций оператора «Турецкого потока»

25 октября 2019, 14:07

Исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко заявил, что окружной суд Амстердама 23 октября арестовал 100% акций компании «Южный поток» (South Stream Transport B.V.), которая отвечает за строительство и управление «Турецким потоком».

«Это было сделано в связи с рассмотрением дела о мошеннических действиях «Газпрома» при передаче этих акций компании «Трансгаз Краснодар» (Transgaz Krasnodar LLC) за один день до того, как судебные исполнители начали замораживать активы «Газпрома» в Нидерландах по иску «Нафтогаза», — цитирует «Интерфакс» запись Витренко в Facebook.

Буквально неделю назад было объявлено, что проектная компания South Stream Transport («дочка» российского «Газпрома»), занимающаяся строительством «Турецкого потока», начала заполнение газом первой нитки трубопровода.

Как уточняли в компании, это завершающий этап испытаний перед вводом газопровода в эксплуатацию. Пуско-наладочные работы на морском участке начались после того, как обе нитки были сертифицированы аттестующим органом компании DNV-GL.

В South Stream Transport указали, что коммерческая эксплуатация газопровода по графику должна начаться до конца 2019 года.

Еще в конце июля глава Минэнерго РФ Александр Новак предполагал, что запуск первой нитки газопровода «Турецкий поток» состоится 1 января 2020 года. «Мы ожидаем с 1 января 2020 года», — заявил министр в кулуарах заседания российско-турецкой межправительственной комиссии.

«Турецкий поток» — проект экспортного газопровода из России в Турцию через Черное море и далее до границы Турции с сопредельными странами. Первая нитка газопровода предназначена для турецкого рынка, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность каждой нитки — 15,75 млрд кубометров газа в год.

Напомним также, 18 октября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер посоветовал Украине принять «нулевой вариант», который бы полностью прекратил все судебные споры между российским концерном и «Нафтогазом». «Предлагаем такой нулевой вариант, который бы полностью прекратил все судебные иски, все иски были бы отозваны, и была бы подведена черта под всей этой историей», — сказал Миллер. На его взгляд, «главный вопрос, который сегодня стоит в повестке дня, — это окончание договора на транзит через территорию Украины», срок которого истекает 31 декабря 2019 года.

Кроме того, считает глава «Газпрома», «надо отметить решение Стокгольмского суда, который фактически внес дисбаланс в два контракта: контракт на поставку и контракт на транзит через территорию Украины».

Однако позже в тот же день исполнительный директор группы «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко заявил, что компания 1 ноября 2019 года направит «Газпрому» исковые требования на сумму более $11 млрд, которые могут стать компенсацией Киеву за прекращение транзита газа из РФ.

Еще в середине августа текущего года «Нафтогаз Украины» предупреждал, что рассчитывает до конца 2020 года получить примерно $3 млрд счет продажи активов «Газпрома». Эта сумма ($2,56 млрд) должна быть взыскана по решению Стокгольмского арбитражного суда, принятому еще в феврале 2018 года. Российский концерн тогда обязали доплатить «Нафтогазу Украины» $4,63 млрд за недопоставку согласованных объемов газа для транзита, но с учетом долга украинской стороны сумма была уменьшена почти вдвое.

Позже, в июле 2018 года, «Нафтогаз» начал новый арбитраж, в рамках которого требует от «Газпрома» пересмотра тарифа на транзит газа в 2018—2019 годах, исковые требования компания оценила в $11,58 млрд.

«Газпром» решения Стокгольмского арбитража обжаловал, но безрезультатно, а Украина начала взыскание средств и, в частности, добилась ареста принадлежащие российскому концерну акции Blue Stream Pipeline Company B.V (оператор газопровода «Голубой поток»).