Posted 31 марта 2020,, 10:17

Published 31 марта 2020,, 10:17

Modified 30 марта, 14:35

Updated 30 марта, 14:35

Россия рискует вернуться в 1990-е годы с импортом бензина

31 марта 2020, 10:17

Российский топливный рынок может вернуться в 1990-е годы, начав импорт бензина из-за рубежа.

В настоящее время бензин в Европе оказался намного дешевле, чем в РФ, из-за упавших цен на нефть. При этом российские нефтекомпании не могут снизить цену внутри страны, так как выплачивают в бюджет отчисления по демпферу, сообщает газета «Коммерсант».

Эксперты считают, что демпфер не был рассчитан на столь низкие цены и нуждается в корректировке, хотя это и приведет к снижению доходов бюджета. Однако в Минфине РФ изданию заявили, что сейчас такой вариант не рассматривается.

Между тем, предупреждает газета, еще более опасным для рынка станет возможный импорт из Белоруссии, после того как местные НПЗ будут загружены российской беспошлинной нефтью.

Как признает Иван Хомутов из «Петромаркета», ситуация выглядит фантастической — такое наблюдалось лишь в далекие 1990-е годы, когда в России не хватало бензина собственного производства.

Напомним также, что на прошлой неделе Независимый топливный союз (НТС), объединяющий владельцев нескольких независимых сетей АЗС и оптовых продавцов топлива, обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать отрасль по производству, продаже и перевозке бензина, дизеля и других нефтепродуктов на период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Как указал в своем письме президент НТС Павла Баженова, топливный союз ожидает снижения спроса на нефтепродукты в связи с мерами правительства по ограничению передвижений людей. Однако, напомнил он, бензин, газомоторное и дизельное топливо являются «стратегически значимым продуктом» потребительского и оптового рынка, обеспечивающего в том числе бесперебойные поставки товаров первой необходимости, к которым относятся продукты питания и лекарственные средства.

«Содействие со стороны государства предприятиям, осуществляющим деятельность в сферах нефтепереработки, перевозок, хранения и розничной реализации топлива, позволит не только не допустить спекулятивного роста цен, но и обеспечит своевременное снабжение продовольственных магазинов, аптек, больниц и других социально значимых объектов», — подчеркнул глава НТС.

Отметим, ранее в марте министр энергетики РФ Александр Новак заверял, что благодаря действующему в России механизму обратного акциза с демпфером цены на бензин в стране не превышают уровень инфляции.

Механизм обратного акциза (демпфера) на нефть действует в России с 1 января 2019 года. Он должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки. Цель демпфирующего механизма — стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке.

Добавим, что, по оценкам Росстата, потребительские цены на бензин в среднем по России с 9 по 15 марта не изменились в процентном соотношении к предыдущему отчетному периоду, как и шестью неделями ранее. В целом, указывает Росстат, к 16 марта средняя потребительская цена 1 литра бензина осталась на уровне 44,53 рубля (к данным на 10 марта).