Posted 9 апреля 2020,, 07:00

Published 9 апреля 2020,, 07:00

Modified 30 марта, 14:31

Updated 30 марта, 14:31

Абхазия перестала быть «свободной» от коронавируса

9 апреля 2020, 07:00
Стране души, в которую многие россияне устремились из-за ее «стерильности», все же пришлось признать, что COVID-19 добрался и до нее.

Абхазия официально подтвердила у себя первый случай заражения коронавирусом. Соответствующее заявление сделала главный санитарный врач частично признанной республики Людмила Скорик. По ее информации, место проживания пациента — Гагра, госпитализирован он в Гудауте. «В настоящее время, — проинформировала она, — его состояние удовлетворительное». А «корону» житель известного черноморского курорта «привез», как считается, из Москвы, где он находился в командировке.

Сейчас отслеживаются все его контакты. Закрыты аптека и магазины, которые он посещал. Жильцам многоэтажного дома, в котором проживает заболевший мужчина, проведут тесты на COVID-19. Все подъезды жилого корпуса охраняются сотрудниками милиции. Никого не выпускают; продукты и лекарства жильцам доставляют волонтеры. Сам дом уже дважды продезинфицирован коммунальными службами и МЧС Абхазии.

Скорик прогнозирует большое количество случаев заболевания, поскольку «жители нашей страны чаще всего пренебрегают требованиями» властей. Предписания находиться дома в самоизоляции всем, кто вернулся из стран с зарегистрированными случаями заражения коронавирусом, не исполнялись, подчеркнула врач.

Впрочем, не все так просто с этим «первым» случаем. Во-первых, потому, что он не был «первым». Еще 30 марта по абхазскому ТВ член координационного штаба по защите населения, депутат парламента Алхас Джинджолия сообщил, что у женщины, прибывшей в Гальский район из Москвы, то есть проехавшей через всю территорию республики, подтвержден коронавирус. Сначала пациентка обратилась в местную сельскую больницу, а на лечение, кстати, она направлена в Грузию.

Все, дежурившие на КПП в Псоу на границе с РФ 29 марта, с которыми контактировала женщина, были отправлены в самоизоляцию, а «места пребывания гражданки дезинфицированы». Отметим также, что днем позже в Грузию отправили еще пятерых пациентов с подозрением на коронавирус. Эта та информация, которую властям скрыть не удалось. Вообще, крайне трудно установить, сколько на самом деле в республике «поймали» больных коронавирусом: жители Абхазии часто лечатся во «вражеской республике» от разных болезней (это неоднократно подтверждал и их новый президент), причем совершенно бесплатно. Но они, как правило, свои имена не разглашают.

Абхазские власти в условиях пандемии повели себя очень странно. В частности, граница с Грузией была закрыта 13 марта, хотя Ингурский мост, в отличие от перехода из России на Псоу, «променадом» никогда не был. А вот граница с Россией для всех категорий граждан официально «закрылась» сначала 28 марта, хотя люди продолжали переходить ее в обычном режиме. О ее «повторном» закрытии объявили еще раз 8 апреля. Где тут логика? Вопрос риторический.

Но до того сюда ломанулись россияне, чтобы пересидеть в этом «чистом» от COVID-19, как утверждали власти Апсны, райском уголке пик распространения болезни. Причем не задорого и с полным релаксом: море, солнце, пляж, вино и прочая экзотика. Устраивало это и самих абхазов: туристический сезон у них проваливался год за годом из-за тяжелой криминогенной обстановки, а также серьезных внутриполитических волнений. Но жить-то на что-то надо!

Теперь, как было сказано, границу с РФ официально закрыли, но как шутили в советские времена: «Через нашу проходную пронесу и мать родную». Через абхазскую — за соответствующую мзду. Поэтому нет никакой гарантии, что отдельные граждане РФ на территорию Абхазии при желании не попадут. «Исключения» всегда найдутся. Кстати, по официальной информации, с момента «последнего» закрытия границы с Россией в Абхазию въехали 22 ее гражданина: кто рожал в РФ, а кто лечился. И официально разрешение на пересечение границы дано работникам дипломатических учреждений, аккредитованных в «Стране души», военнослужащим Пограничного управления ФСБ России в Абхазии и объединенной военной базы, водителям транспортных средств, осуществляющим международные грузовые перевозки.

Но что будут делать россияне, решившие переждать здесь кризис? Здравоохранение в Абхазии, в буквальном смысле, никакое, а информация о «первой» подтвержденной «короне» многих погонит домой. Контролю за соблюдением режима чрезвычайной ситуации местное население и расслабленные гости не поддаются. Известная кофейня «Брехаловка» на сухумской набережной по-прежнему полна праздного люда, народ гуляет по берегу моря и оттягивается в питейных заведениях. Медицинских масок и дезинфекционных средств в аптеках нет. А тем временем оперативный штаб Минздрава разворачивает палаточные лагеря возле больниц для пациентов с симптомами, схожими с теми, что у «короны». Он же решил подготовить государственные санаторно-курортные объекты (такие, оказывается, еще есть) под карантин для людей с подозрением на коронавирус. Количество койко-мест не уточняется.

Консульский отдел посольства РФ в Абхазии до 30 апреля продлил ограничения на прием посетителей, обнародовав номера телефонов, по которым можно навести «справки». При этом посольство заверило, что россияне получат «всю необходимую поддержку» на фоне чрезвычайных мер, действующих в республике. До начала апреля за поддержкой никто не обращался, но что будет после признания наличия «первого» случая?

Сама Абхазия также не скрывает, что ждет помощи от России. Также в республику, после обращения к гендиректору ВОЗ президента Грузии Саломе Зурабишвили, прибыла делегация этой организации. Какая помощь была оказана ею, доподлинно неизвестно: по неофициальной информации, консультативная и привезенными антибактериальными и антисептическими средствами. При этом в самой «Стране души» нашлись «принципиальные люди», потребовавшие запретить медпомощь со стороны ООН и ВОЗ, потому как «Запад, который сам с трудом борется с коронавирусом, хочет загнобить Абхазию».

А пока суть да дело, предприниматели Абхазии и московской абхазской диаспоры собрали 50 млн рублей и закупили для республики 21 аппарат искусственной вентиляции легких, 5 тысяч тест-систем ПЦР-диагностики и прочие «мелочи». Но, как рассказал Sputnik член штаба по защите населения от коронавируса Борис Барциц, при доставке всего этого добра в Абхазию возникают сложности, связанные, в основном, с запретом вывоза из РФ товаров медицинской направленности.

В общем, проблемы в связи с пандемией переживает сейчас едва ли не весь мир, но малюсенькой Абхазии они могут аукнуться особенно сильно — в силу политических, социально-экономических, медицинских, ментальных и прочих особенностей. Полная изоляция от всего мира (кроме России) в столь экстремальной ситуации не обязательно обернется благом.

И, как стало известно, накануне в Абхазии выявлен второй случай коронавируса. На территории Гагрского района введен комендантский час, пребывание на улице с 8 вечера и до 7 утра запрещено.