Posted 6 мая 2020,, 12:20

Published 6 мая 2020,, 12:20

Modified 30 марта, 14:19

Updated 30 марта, 14:19

План против «черного лебедя», который все ждут

6 мая 2020, 12:20
Как бы ни решили в правительстве выводить страну из самоизоляции, это уже никого не спасет. Рецессия все равно будет глубокой и долгой.

Президент поручил к 5 мая подготовить поэтапный план вывода России из самоизоляции. Документ сегодня должны обсуждать в правительстве, после чего детали станут известны и широкой общественности. «Росбалт» спросил экспертов о том, каким может быть этот план, и есть ли волшебная таблетка, которая запустит экономику после почти двухмесячной остановки.

Экс-министр экономики Андрей Нечаев:

«План выхода страны из самоизоляции должен разниться по регионам в зависимости от того, насколько там велик уровень заражения. В первую очередь, эпидемии оказался подвержен московский регион, где, как известно, самая высокая заболеваемость. И показатели не снижаются. Я думаю, что в столице целесообразно и дальше сохранять режим самоизоляции, хотя мы и не понимаем его эффекта. Каждый день в городе появляются тысячи новых зараженных, цифра постоянно растет. Это означает, что ограничительные меры не эффективны или, если бы их не было, то зараженных было бы в три или в пять раз больше? К сожалению, никто не может нам адекватно на этот вопрос ответить.

С учетом того ущерба, который наносится экономике, в большинстве регионов, я полагаю, самоизоляцию можно было бы заменить на профилактические и защитные меры. Я имею в виду дезинфекцию, маски, мытье рук. Хотя, конечно, трудно рассчитывать, что все пройдет гладко с учетом недисциплинированности наших граждан.

Многие сектора экономики полностью остановились, люди сидят без денег. Бизнес продолжает нести издержки на зарплаты, на аренду, на коммунальные платежи. Их отсрочили, но не отменили, что, кстати, на мой взгляд абсолютно не верно.

У нас сошлись сразу три „черных лебедя:“ мировая циклическая рецессия, падение цен на нефть и коронавирус. Я думаю, мы в любом случае будем выходить из этой рецессии долго. Она в любом случае будет глубокой и продолжительной, каким бы ни был правительственный план.

Статистика у нас идет с большим опозданием. Данные по спаду производства мы узнаем ближе к концу лета. Полагаю, он будет достаточно серьезным — под 10%. Примерно таким же может быть уровень безработицы. То, что экономическое падение будет глубоким — факт. Просто мы пока не можем сказать, каким именно оно будет. И к этому нужно готовиться.

С одной стороны, у нас высок риск заражения и смерти. С другой стороны — угроза, причем, вполне реальная, остаться без денег. Ведь от остановки экономики страдает огромное количество людей. В любом случае — пора искать компромисс.

Там, где люди могут относительно эффективно работать удаленно, нужно дать им такую возможность. Дальше на первых порах, как в Германии, можно начать возобновлять работу небольших кафе, магазинчиков, салонов, бытовых сервисов. Но при строгом соблюдении социальной дистанции, дезинфекции, с обязательным ношением масок. И, конечно, в последнюю очередь нужно снимать ограничения на массовые мероприятия: кинотеатры, концерты и так далее».

Замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников:

«Когда закончится режим самоизоляции и нужно ли его сейчас прекращать, должны решать те, кто находится вблизи реальной статистики по заболеваемости.

В первую очередь открывать имеет смысл предприятия, которые не предполагают большого скопления людей: парикмахерская, бытовые услуги. Кинотеатры, концертные площадки, скорее всего, заработают еще не скоро».

Директор института экономики РАН Руслан Гринберг:

«Европа уже начала снимать ограничения. Открываются маленькие магазинчики, ресторанчики — все предприятия, которые можно открыть без особого риска возникновения второй волны эпидемии. Однако, учитывая все риски, нужно понимать, что люди остались без денег, и потери от самоизоляции могут перевесить потери от эпидемии. Власти объявили, что тем, кто остался в период самоизоляции без работы, выдадут пособия, даже повышенные. Однако на практике, если человек остался без работы в конце марта-начале апреля, пособия он получит только в конце мая. То есть, два месяца люди сидят без денег. Я считаю, это издевательство. Наше правительство, как скупой рыцарь, сидит на кубышке и ждет черного дня, который уже наступил. Я считаю, что это провал правительственной политики. Я понимаю: они ждут, что может быть еще хуже, и тогда им придется потратиться. Поэтому берегут деньги. Но на деле может оказаться, что, если ждать этого „хуже“, придется платить вдвойне. Особенно если начнутся беспорядки, что вполне возможно.

Опасения инфляции здесь абсолютно не уместны. Страна уже в рецессии. В такой ситуации нет никакого способа оживить хозяйственную активность, кроме как раздавать деньги. У этого решения нет альтернатив. Даже начав выводить людей из самоизоляции, мы не запустим экономику. Кто пойдет в салоны красоты и рестораны после двух месяцев без работы? Так что волшебная таблетка, которая сможет запустить экономику после самоизооляции, — прямые денежные выплаты населению. Ничего другого пока не придумали».

Анна Семенец

О новых проблемах в работе журналистов в период эпидемии в подкасте «Росбалта» рассказала директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.