Posted 6 мая 2020,, 09:29

Published 6 мая 2020,, 09:29

Modified 30 марта, 14:19

Updated 30 марта, 14:19

Убыточность оборонной промышленности

6 мая 2020, 09:29
Когда большая война начинается, чаще всего выясняется, что оружие, созданное ранее, морально устарело, и война подстегивает технический прогресс под требования боевых действий.

Сильную оборонную промышленность может себе позволить страна с сильной гражданской промышленностью. Иначе происходит то, что случилось в СССР в конце 1980-х — банкротство государства.

Вопреки расхожему мнению, оборонная промышленность убыточна. Это де-факто производство того, что никогда не пригодится, никогда не будет использовано до момента полного морального устаревания.

Кроме случая, когда начинается война. К счастью, сейчас это довольно редкий случай. Но когда большая война начинается, чаще всего выясняется, что оружие, созданное до войны, морально устарело, и война подстегивает технический прогресс под требования боевых действий.

Например, самолеты вошли в 1МВ поделками уровня «попрыгунчика» братьев Райт, а вышли грозным оружием и новым видом транспортного средства, изменившего мир. Напротив, дирижабли в 1МВ вошли грозным оружием, а оказались морально устаревшими.

Во время 2МВ Германия начала войну с танками Т-I, Т-II, Т-III и малым количеством Т-IV, а свои самые эффективные и грозные танки «Тигры» и «Пантеры» создала уже во время ведения активных боевых действий.

Однако серьезных войн давно не было. Современные войны это либо межплеменные разборки с «калашниковыми» и современными «тачанками» из джипов Toyota, либо война более продвинутых технологически и экономически держав против банд на «тачанках» с «калашниковыми».

Долгий мир без мировых войн изменил и направление трансферта технологий из оборонной промышленности в гражданскую на обратный. Сейчас технологии передачи и обработки данных, технологии применения беспилотников из гражданской сферы перетекают в оборонную, адаптируясь под нужды военных.

Когда приводят цифры военных контрактов на поставку техники, что в СССР, что в России, обычно забывают упомянуть, что эти поставки осуществлялись в долг. И эти долги через много-много лет списывались, чтобы создать возможность новых «выгодных» поставок опять в долг. Если вычесть суммы списанных долгов, то убыточность оборонной промышленности станет вообще вопиющей.

Бухгалтерская убыточность российской оборонки и необходимость списывать ей долги возникла совсем не из-за злокозненности менеджмента оборонных предприятий, а из-за абсолютно не адекватной оценки правительством РФ реальной стоимости создания современных образцов вооружений. Более того, когда произошла девальвация 2014 года, то «согласованные» между правительственными бюрократами и менеджментом оборонных предприятий цены не выросли в два раза, а повысились на взятый «с потолка» бюрократами «индекс дефлятора» в 7-10%. А если танк состоит из 50 тонн металла, который внутри страны имеет стоимость, привязанную к биржевой, и вырос в два раза.

Дилетантизм правительства проявляется во всем. Например Минпромторг, в котором Мантуров сохранил свой пост, на полном серьезе в 2017 году выделил по 100-300 миллионов на «импортозамещение» микросхем известных мировых производителей. Работы должны были завершиться через два года, но время прошло, а ничего так и не было сделано. Поскольку для выполнения этих работ нужны вложения большие как минимум на пару порядков и за «3 копейки» нельзя выполнить работы себестоимостью в «10 рублей».

Собственно, по этой же причине власти так увлеклись стартапами. Вкладывать больших денег в создание научных и инженерных школ не нужно, платить конкурентные на мировом рынке зарплаты ученым и инженерам не надо, а на «помощи» стартапам и создание «регуляторной среды» бюрократия с финансовой пользой для себя может освоить любое количество денег. И отчитываться не нужно. Стартап «не пошел — бывает». Деньги можно списать в убытки и продолжить «помогать стартапам» с удвоенной силой за учетверенные деньги.

Аналогично и со всеми проектами, за которые с энтузиазмом берется наша бюрократия, принципиально выделяя количество средств, на которые невозможно что-либо сделать, но требуя при этом «мирового уровня», «прорывных технологий» и… «откатов». Но кроме «откатов» в помпезных проектах в России дальше ничего не идет. О планах быстро забывают, а отчитываться за безрезультатно потраченные чиновниками деньги в России не принято.

В крайнем случае пропаганда объявит о неслучившихся успехах, как это было с проваленными ГПВ-2016 и ГПВ-2020, по которым так не поставили в войска планируемое количество танков «Армата», комплексов ПВО С-500 и самолета« пятого поколения» Су-57. Либо вообще перестанут упоминать, как это было с проектом создания Международного Финансового Центра в Москве или с анонсированной Путиным 2011 году «новой индустриализацией на 43 трлн» или созданием «25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест».

Вместо отчета о неслучившихся успехах гражданам России расскажут о новых грандиозных планах или хотя бы о бессмысленном изменении Конституции.

Прочитать оригинал поста можно здесь.