Posted 13 мая 2020,, 06:43
Published 13 мая 2020,, 06:43
Modified 30 марта, 14:16
Updated 30 марта, 14:16
Президентские выборы в Белоруссии пройдут 9 августа текущего года. Такое решение на своем внеочередном заседании приняла Палата представителей Национального собрания (парламента) республики.
Практически одновременно с объявлением даты выборов в стране резко активизировались правоохранители, которые, как сообщают наблюдатели, задерживают сейчас не только оппозиционеров, но даже пролукашенковски настроенных граждан, если те выходят на улицу в поддержку президента без санкции сверху.
При этом пять оппозиционных белорусских партий — Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), «Белорусский народный фронт», Объединенная гражданская партия (ОГП), движение «За свободу» и оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия», заявили об отказе участвовать в избирательной кампании, поскольку уверены, что «проведение выборов в условиях разгара эпидемии коронавируса недопустимо и преступно».
О своей оценке этого решения и о том, будет ли все же белорусская оппозиция представлена на президентских выборах, обозревателю «Росбалта» рассказала директор белорусского Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.
— Насколько разумен отказ пяти оппозиционных белорусских партий от участия в президентских выборах? Этически, морально он понятен, но верно ли это политически?
— Все эти годы в Беларуси шла политическая девальвация, которая выражалась в разрушении общественно-политических институтов (ЦИК, партий, политических стратегий, идей и т. д.). Какой смысл в любой стратегии, если противник в любой удобный момент бьет вас топором по голове, а все, что есть у вас в руках — это ферзь и конь, который ходит буквой «Г»?
— Так все-таки, белорусская оппозиция будет представлена на предстоящих президентских выборах или нет?
— Оппозиция провела праймериз, которые прошли с большими скандалами и обвинениями друг друга, но в итоге единый кандидат от нее был выбран. Им стал Николай Козлов, представляющий Объединенную гражданскую партию. И тут все решили, что на выборы не идут. Но при этом заявили, что будут бороться за отставку Александра Лукашенко.
— Очень интересно. И что дальше?
— Теперь идут слухи, что не только Николай Козлов, но и председатель общественной организации «Движение за свободу» Юрий Губаревич все-таки идут на выборы. Однако это непроверенная информация, сами они ее не комментируют, хотя в пятницу это, видимо, станет понятно.
— То есть, какая-то предвыборная кампания по факту уже началась?
— Стали выдвигаться разнообразные кандидатуры. На выборы пошли бывшие номенклатурщики — из тех, кто подумал, что Лукашенко ослаб. Плюс городские фрики и те, у кого была мечта побыть кандидатом в президенты — вроде той санитарки из дурдома, которая подала заявление на свое участие в президентских выборах 2015 года.
В итоге будет весело. Наберется кандидатов 20-30. Пойдет на выборы и лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии, бывший кандидат в президенты Николай Статкевич, который будет выводить народ на протесты. Потенциальные кандидаты от оппозиции уже поехали по городам. В их числе, например, самый популярный политический YouTube-блогер в Беларуси Сергей Тихановский. Он тоже поехал по стране, итог — 135 задержанных и 475 суток административного ареста для людей, которые пришли его послушать.
Вообще, в этом году есть около десятка кандидатов, которые в честной борьбе теоретически могли бы победить на выборах. Например, Виктор Бабарико — экс-председатель правления «Белгазпромбанка», белорусской дочки «Газпромбанка», который уже заявил, что идет на президентские выборы.
— Кремлевский троянский конь для Белоруссии?
— За кого он — непонятно. Последние годы очень активно финансировал антипутинскую активность в Беларуси.
— Представитель «Газпрома», хоть и бывший, финансирует антипутинскую оппозицию в Белоруссии? Я ничего не перепутал?
— Да, представитель «Газпрома» финансировал антипутинскую деятельность и отрыв Беларуси от России.
— Интересно. Фантастика какая-то… Теперь вопрос на другую тему. Чем вы объясняете резкую активизацию репрессивной машины в Белоруссии в последнее время?
— Тем, что в бюджете банально нет денег. Пусто, дырка. Сейчас перед выборами Лукашенко нужно, чтобы избиратели его честно выбрали, но для этого их нужно покормить, а кормить — нечем. Остается глушить недовольство на корню, пока оно маленькое, чтобы оно не переросло в избирательные протесты, что он и делает, собственно.
Лукашенко не может заниматься популизмом, денег нет, экономика в очень плохом состоянии, народ ропщет, много недовольных. Значит надо заткнуть рты, чтобы все молчали. Он надеется, что в условиях коронавируса, пока все страны заняты собой, на эти репрессии никто не обратит внимания. Поэтому и старается давить любую активность.
— Не получится ли так, что Лукашенко окажется единственным кандидатом? Или эти выборы будут проводится по российской модели, когда «кандидатами в президенты» назначаются только удобные для действующего главы государства соперники с низкими рейтингами?
— Нет, ситуации, когда Лукашенко окажется единственным кандидатом на выборах, не будет. У него есть парочка провластных кандидатов, которые всегда идут на выборы для подстраховки, если оппозиция снимется с выборов или произойдет еще что-нибудь неожиданное. Как правило, это люди с настолько мерзкой репутацией/биографией и настолько нерукопожатные, что Лукашенко на их фоне выглядит даже почти прилично.
Что до российской модели президентских выборов, то в Беларуси существует очень устойчивое и популярное мнение, что это как раз в России президентские выборы стали проходить по «белорусской модели», потому что Кремль берет себе очень много креативных разработок и политических «ноу-хау» Александра Лукашенко.
Беседовал Александр Желенин