Британские игры с русской статистикой

16 мая 2020, 11:49
Домыслы о том, что Москва занижает показатели по смертности от COVID-19, оказались полностью беспочвенными.

На днях британская Financial Times напечатала статью, в которой подвергла сомнению реальность данных о смертности в России от коронавирусной инфекции. По предположению издания, эти показатели должны быть на 70% больше. Такие выводы журналисты сделали, проанализировав данные из открытых источников по смертности за апрель в Москве и Санкт-Петербурге. Показатели в текущем году оказались выше. Затем авторы статьи вычли из превышающего числа случаи смерти от коронавируса — и получили якобы недостающие 70%.

С точки зрения демографической или медицинской статистики, данная формула подсчета смертности в месячной динамике, конечно, не выдерживает никакой критики. И серьезно к изысканиям британской газеты относиться просто нельзя.

Однако неоспоримым является тот факт, что в России — при большом количестве зараженных — показатель смертности от коронавируса значительно уступает тем, который указывают другие страны — в 7,5 раз. В Москве, которая, будучи главным транспортном хабом страны, центром, где пересекаются потоки внутренней и внешней миграции, приняла на себя основной удар эпидемии, — в 6,8 раз. В чем же причина?

Напомним, в Россию COVID-19 пришел позже, чем в Европу или в Америку. И это позволило принять меры, которые, как показало дальнейшее развитие событий, не дали заболеваемости разгуляться. Еще 5 марта в Москве был введен ограничительный режим повышенной готовности. Для людей, вернувшихся из стран с неблагополучной« коронавирусной обстановкой стал обязательным карантин на 14 дней, работодателям было предписано измерять у сотрудников температуру. Затем Россия начала закрывать границы — сначала с наиболее неблагополучными в эпидемиологическом плане странами. А уже 28 марта президент России Владимир Путин объявил по всей стране нерабочие дни, граждан призвали находиться дома. Для статистики — в этот момент в стране было зафиксировано всего 1264 случая заболевания коронавирусом, из них в многомиллионной Москве — 817. Однако с 30 марта в столичном регионе был введен режим самоизоляции.

Именно это, а также оперативное перепрофилирование части медучреждений для работы с коронавирусными больными, введение в рекордные сроки дополнительных инфекционных коек (например, госпиталь в поселении Вороновское в новой Москве был построен, оснащен самым современным оборудованием и сдан в эксплуатацию всего за месяц) помогло столице устоять. И хотя в какой-то момент московская система здравоохранения работала, как в то время отмечала вице-мэр столицы Анастасия Ракова, с большими перегрузками, захлебнуться ей не дали.

Вторым важнейшим обстоятельством стало наращивание разных видов тестирования на COVID-19. Мэр Москвы Сергей Собянин, являясь руководителем рабочей группы Госсовета по коронавирусу, владел ситуацией в полном объеме. Было очевидно, что тесты ПЦР не всегда могут быстро показать картину заболевания. Поэтому в городе было организовано 48 круглосуточных центров КТ-диагностики, данные которых для дополнительной экспертной оценки передаются в единый референс-центр.

Международные исследования свидетельствуют: коронавирус SARS-CoV-2, вызывающий инфекцию COVID-19, активно мутируют. Особенностью его развития в России оказалось обилие бессимптомных носителей — когда люди не знают, что заражены, но являются источником заражения для других. В связи с этим была поставлена задача увеличить темпы тестирования кратно. Это важно и для выявления бессимптомных носителей, и для диагностики заболевания на ранней стации, что позволяет своевременно оказать необходимую помощь. Сейчас тестирование на коронавирусную инфекцию в Москве проводит 31 лаборатория. Сделано уже более 1,3 миллиона тестов. Именно масштабным тестированием и обусловлен прирост случаев коронавируса в столице. При этом число госпитализированных остается стабильным. Остальные либо являются бессимптомными носителями (по данных городского депздрава, таких 60%), либо переносят заболевания в легкой форме, что позволяет им проходить лечение дома под ежедневным контролем врачей с использований возможности телемедицины.

Побывавшая в российской столице делегация эпидемиологов и врачей-инфекционистов из Китая, которые уже прошли свой этап борьбы с коронавирусной инфекцией, оценила то, как Москва противостоит эпидемии. „Мы высоко оцениваем меры, принятые как правительством РФ, так и правительством Москвы. Мы отмечаем, что столица заранее начала активно готовиться к возможному распространению в городе коронавирусной инфекции“, — отметил заместитель директора инфекционной больницы провинции Хэйлунцзян Ван Кайли.

На этом фоне публикация Financial Times выглядит еще более странной. Власти Москвы с самого начала эпидемии открыто и полно информировали всех, в первую очередь — горожан, о ситуации с заболеваемостью. Честно признавали проблемы — когда имевшиеся тесты не позволяли быстро выявить заболевание или, например, когда система здравоохранения работала на пределе. И принимали меры для решения этих проблем.

„С момента появления в Москве первого больного, мы ежедневно фиксируем общее количество вновь выявленных инфицированных COVID-19, все случаи летальности, а также всех, кто выздоровел“, — заявила Анастасия Ракова, подчеркнув, что и ту самую статистику, на которую сослалась британская газета, власти разместили в открытом доступе сознательно — для общего сведения.

„Действительно у нас наблюдается увеличение смертности за апрель 2020 года. По сравнению с 2019 годом смертность увеличена на 1,8 тыс. человек, по сравнению с 2018 годом — на 900 человек, — отметила вице-мэр. — Но мы уже прекрасно понимаем, что любая пандемия, конечно же, влияет на увеличение смертности горожан <…>. Вирус бьет по самому больному, обостряются все хронические заболевания. Но назвать в данном случае причиной смерти COVID-19 просто не представляется возможным“.

Важно отметить, что, вскрытие умерших с подозрением на коронавирус в Москве осуществляется в 100% случаев, в отличие от большинства других стран. По данным департамента здравоохранения города, свыше 60% смертей в апреле случились от явных альтернативных причин, таких как инфаркты миокарда и инсульты, злокачественные заболевания 4-й стадии, лейкозы, системные заболевания с развитием органной недостаточности (например, амилоидоз и терминальная почечная недостаточность) и других некурабельных смертельных заболеваний.

„Существует четкая методика, в соответствии с которой причиной смерти определяется коронавирусная инфекция. Согласно рекомендациям Минздрава, смерть от COVID-19 устанавливается при условии наличия пневмонии и положительного результата анализа на коронавирус“, — пояснил главный патологоанатом столицы Олег Зайратьянц. — Конечно, коронавирус влияет на состояние организма в целом, особенно у людей с хроническими заболеваниями, и может дать осложнения на другие органы. Но как можно считать причиной смерти COVID-19, если у человека был инфаркт или поздняя стадия онкологии, и при этом не было изменений в легких? Это в корне неверно».

Примечательно, что у Всемирной организации здравоохранения, в отличие от журналистов FT, претензий к российским данным нет. Вероятно, там просто лучше разбираются в медицинской статистике. Так, специальный представитель ВОЗ в РФ Метила Вуйнович отметила, что статистика заболеваемости зависит от числа тестирований, места их проведения, а также фазы, в которой находится пандемия в стране.

Заметим, что в других странах количество смертей от COVID-19 также ниже, чем общий прирост смертности. В Великобритании, кстати, разгорается свой серьезный скандал. И связан он вовсе не с этими данными. В стране, которая занимает второе месте в мире по числу смертей среди пациентов с коронавирусом (более 32 тысяч человек) — летальных случаев может оказаться в два, а то и в три раза больше. Это данные Британской национальной статистической службы.

В Москве же, даже если отнести всю дополнительную смертность за апрель в к коронавирусу, итоговый показатель будет чуть больше 3%, что ниже официальной смертности в Нью-Йорке и Лондоне (10% и 23% соответственно). При этом, если произвести такой пересчет в этих городах, смертность в них составит 13% и 32% соответственно.

Между тем, с 15 мая столица начала массовый скрининг населения на коронавирусную инфекцию нового типа. Тестирование осуществляется ИФА-методом, который позволяет выявить наличие либо отсутствие в крови пациента антител IgM (маркер наличия коронавирусной инфекции) и IgG (маркер иммунитета к коронавирусной инфекции). Эта методика, дополняющая уже существующую в столице систему тестирования, не только позволяет выявлять заболевание на всех стадиях, но и вносит вклад в оценку популяционного иммунитета. Как считает руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Алексей Мазус, опыт внедрения широкой диагностики, на которое Москва пошла первой в мире, будет использован не только в отечественных мегаполисах, но и в зарубежных.

Леонид Смирнов

#Общество #Всегда актуально #Владимир Путин #Сергей Собянин #Алексей Мазус #Москва #Анастасия Ракова
Подпишитесь