Posted 10 июля 2020, 16:33
Published 10 июля 2020, 16:33
Modified 30 марта, 13:50
Updated 30 марта, 13:50
Депутаты питерского ЗакСа приняли законопроект, в котором всего две статьи — одна убивает, а вторая назначает дату смерти огромному числу кафе и баров города. Розничная продажа алкоголя в общепите будет возможна, только если зал обслуживания имеет площадь не менее 50 кв. метров.
Почему-то в пояснительной записке о целях закона не сказано. Но устно обозначена причина — борьба с «наливайками». По словам депутатов, чтобы обойти закон, магазины заявляют дополнительный вид деятельности — общественное питание и продолжают продавать алкоголь после 22 часов вечера. Звучит убедительно, если бы не несколько нюансов. Во-первых, чтобы искоренить эту хитрость, которую лично я в Санкт-Петербурге не встречала, можно не убивать бизнес, который и так еле-еле пережил пандемию. Можно для заведений небольшой площади ввести ограничение на продажу алкоголя после 23.00 или после 0.00.
Второй нюанс в том, что теперь эти самые магазины-«наливайки» поставлены в более выгодное положение, чем рестораны и кафе. Ведь для продажи крепкого алкоголя в магазине его общая площадь должна быть более 50 кв. метров, а вот в общепите почему-то решили мерить исключительно зал обслуживания посетителей, а зачастую это только половина площади заведения.
Еще интереснее ситуация с пивом и сидром, ведь для их продажи в рознице требования к площади магазина вообще отсутствуют. Депутаты же, принимавшие законопроект, «забыли» сделать оговорку для продажи пива в общепите. Получается, что в 20-метровом магазине — можно, а в соседнем кафе с кухней и с санузлами, но с площадью торгового зала менее 50 кв. метров — нельзя.
Другая озвученная депутатами причина — ресторанный бизнес «кошмарит жителей многоквартирных домов». Почему небольшой гастробар на 6 столиков приносит жителям больше неудобств, чем пивной ресторан, вмещающий 100 человек? Чем меньше метров, тем больше шума?
Интересно, что публичные консультации при разработке законопроекта были проведены не с игроками ресторанного рынка, а с «заинтересованными лицами» — с комитетом по инновациям СПб и с клубом единоборств «Сталинград», который согласно Заключению об оценке регулирующего воздействия и предложил увеличить минимальную площадь зала до 50 кв. метров. В чем «интерес» этих лиц?
50 квадратов — это совсем не «наливайка». Я участвовала в открытии заведения, где на аналогичной площади мы за столиками разместили более 25 посадочных мест. А в городе огромное количество очаровательных баров, где вся жизнь крутится вокруг барной стойки, а «тесно» — это часть атмосферы. Им не то что 50, им и 20 достаточно.
С карты Петербурга могут быть стерты большое число кафе, баров и ресторанов, часть из которых стали культовыми. И несомненно, появятся новые «наливайки».
Ведь жить на 50 метрах в баре нельзя, а жить (и пить) в коммуналках или в студиях можно.
Валерия Голянова, адвокат