Posted 13 июля 2020, 13:15

Published 13 июля 2020, 13:15

Modified 30 марта, 13:49

Updated 30 марта, 13:49

Михаил Макогон. Митинг в защиту губернатора — это ненормально

13 июля 2020, 13:15

Хабаровск, помимо всего прочего, интересен тем, что ничего подобного нельзя было себе представить.

Губернаторы и мэры, с одной стороны — вообще не имеют никаких ресурсов, с другой — они как жироуловитель в канализации, собирают на себе всю ненависть.

Люди не хотят разбираться в межбюджетных и административных взаимосношениях. Федеральное правительство — большое, далеко и не факт, что существует. А нищенские зарплаты, разбитые дороги и протекающая кровля в школе — они вот тут и очень удачно оттеняют блеск губернаторского «Майбаха», одно колесо на который закрыло бы вопрос аварийного состояния районной поликлиники.

Никем не избранный, живущий исключительно номенклатурной логикой, утративший все социальные навыки бюрократический аппарат очень хорошо для своей роли годился. Едва российский губернатор отходил от писаного текста про ускорение инноваций и укрепление стабильности, едва получал вопрос без заготовленного ответа — из него вырывался Чужой.

Причем, не настолько важен уровень, мэр Москвы, губернатор Санкт-Петербурга или заштатной Марий-Эл — в любой непонятной ситуации он оборачивался советским старшиной, к которому призывник за портянками явился. «Шелупонь» от которой «бюджеты треснут» — это совсем не предел их красноречия.

Посадить любого губернатора в такой системе — всегда милое дело. И административный корпус дисциплинирует, и напряжение слегка стравливает.

Любой местный протест всегда был обращен к Главному Начальнику с просьбой что-то уже сделать с начальниками локальными.

Массовые митинги в поддержку собственного губернатора — это те слова, которые нельзя было бы поставить в этом порядке еще неделю назад и все время до этого, с середины декабря 1991 года, когда в России официально появился первый губернатор (Борис Немцов).

Вообще-то говоря, это впечатляющая история. Что животворящая электоральная процедура с людьми делает. Безвестный, безликий и бессмысленный квадратик бюллетеня, совершенно случайно и вопреки своей воле затянувший на себя протестное голосование — вдруг обретает собственную легитимность, связь с гражданами и реальную поддержку от тех самых людей, которые этого черта лысого, исключительно назло, избрали.

Вот просто если еще раз повторить: «митинг в защиту губернатора» — это же что-то очень кинговское. Это та деталь, не страшная сама по себе, но настолько ненормальная, настолько перевернутая, как движущийся лифт в пустом отеле, что читатель уже должен переживать.

Михаил Макогон, публицист

Подпишитесь